На сцену, освященную столетиями безупречными чёрными фраками и бабочками (Большой зал Петербургской Филармонии), выбежал человек в ядовито-желтых кроссовках, в кожаной куртке, с неуверенным ирокезом на голове. Добрые шкодливые глаза-щелочки , щечки яблочком и жесты завсегдатая спортивных матчей.
В руках хрупкая скрипка работы старых мастеров. В программе Вивальди «Времена года».
Тревожно как-то...
Признаюсь, таких «Времён года» я ещё не слышала: что-то из цыганочки с выходом, африканских тамтамов, шотландских мотивов и ещё чего-то волнующего...
И это все-таки были «Времена Года» Вивальди!
В зал ворвалась атмосфера Royal Festival Hall. Виртуозная техника в сочетании с неимоверной добротой этого коренастого брита сделали своё дело: публика растаяла и отдалась чародею. Триумф!
Nigel Kennedy (род. 1956) - имя триумфатора и покорителя сердец.
В такие минуты боль, потери и прочие неустойки жизни отступают, и сердце стучит: ‘life is perfect!..’
Магия?.. думаю, дар, отточенный трудом Найджела и его любовью к своим зрителям.
Концерт длился без малого четыре (!!!) часа. А Найджел уходил со сцены под свои же аккорды «Я танцевать хочу! Я танцевать хочу до...»
Он любит нашу публику. Она чуткая.
Натруженный смычок был, как растрёпанный хвост молодого жеребца.
А публика? Она с застывшей улыбкой посвящённых спешила в закрывающееся метро.
Что это было?..
***
Найджел признаётся, «Времена года» - его фирменный номер. Но он никогда не исполняет его одинаково. Он любит удивлять во время концерта прежде всего самого себя, потом своих музыкантов, а потом уже публику.
И да, он обожает блошиные рынки. Кое-что из его стильных, иногда вызывающих, нарядов и шляп - с блошиных рынков Лондона.
Найджел - признанный виртуоз скрипки. Но его отчаянно ругают за популизм классики скрипичного искусства.
Найджел же только усмехается: ему просто скучно исполнять любимую музыку так, как это делают другие. Он даёт ограниченное количество концертов в год, чтобы не терять свежесть восприятия. Много репетирует, хотя давно заработал свои миллионы. Очень требователен к оркестрам. Он не только импровизирует, он и сам пишет музыку, записывает альбомы.
Смелого, дерзкого, доброго Кеннеди публика обожает во всем мире.
Гений скрипки бывает в России, но очень редко, увы.
Life is perfect. Это даже не обсуждается. Сегодня вечером, по крайней мере.
***
А скрипочка-то у Найджела работы Джузеппе Гварнери, 1736 год…
А талант у мальчишки разглядел когда-то Иегуди Менухин (1916 - 1999), сын раввина Мойши Менухина из Гомеля. Легендарный американский скрипач Иегуди Менухин, родившийся уже в Нью-Йорке, из собственных средств назначил талантливому парнишке из британского Брайтона стипендию. Когда-то много лет назад и юный Иегуди получил стипендию одного местного американского мецената на обучение в Париже… Так отдаются долги?
К слову, то, что стипендия у Найджела была из личных средств Менухина, стало известно только после смерти последнего.
Любопытно, Иегуди Менухин дал когда-то более 500 концертов перед войсками союзников во время Второй Мировой войны, выступал в едва освобождённых городах, часто в прифронтовых зонах. Щедрый талант.
Его нельзя было наслушаться. Так говорили и говорят его поклонники.
Неимоверное счастье иметь такого человека в учителях.
Говорят, в исполнительской технике Найджел даже превзошёл своих учителей.
Такие вот факты. И преемственность. Музыкальная и человеческая.
А то некоторые говорят о Найджеле: «Классный чувак!»
Маэстро, думаю. Так точнее.
Простота иногда бывает от величия, истинного величия талантливого труженика и чуткого человека.
©️ Мила Тонбо 2018
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»