Всем доброго времени суток! Недавно у меня появилась мысль создать своеобразный путеводитель по программе русской литературы для средней и старшей школы. Проведя анализ, я обнаружил, что количество удачных произведений примерно совпадает с количеством откровенно слабых вещей. Так появился совместный топ и анти-топ лучших и худших произведений из школьной программы по русской литературе. В один из списков даже попал француз Антуан де Сент-Экзюпери с его "Маленьким принцем", который в школьной программе тоже оказался частью "русской литературы". Каюсь, не все удачные и неудачные произведения будут упомянуты в статье - по той простой причине, что с программой 10-11 классов я ещё незнаком. Позднее я, возможно, сделаю новый список, который дополню произведениями Достоевского, Толстого и Чехова. А пока - что имеем. Что ж, приступим-с!
9 место
ЛУЧШАЯ - "ИВАН" (Владимир Осипович Богомолов)
Очередная история отечественных писателей о Второй Мировой войне. Хорошо написано, но несколько тоскливо (оно и понятно). Ивана очень жаль. Почему только 9-е место? Произведение, несмотря на свои плюсы в виде замечательного заглавного героя и неплохого сюжета, теряется на фоне более крупных и сильных вещей, посвящённых ВОВ.
Оценка: 4/5
ХУДШАЯ - "СКВОРЦЫ" (Василий Иванович Белов)
Любая, даже самая неудачная книга дореволюционных авторов имела искупительные элементы в лице колоритных описаний и ярких сцен. В "Скворцах" этого ничего нет, "зато" есть долгие и скучнейшие обрисовки. Почему же я поставил данный рассказ не на верхушку антирейтинга? "Скворцы" примитивны до крайности, не имеют ни идеи, ни даже толком сюжета, но поэтому и не могут нанести юному читателю никакого вреда - чтение этого произведения будет не более чем пустой тратой времени.
Оценка: 3/5
8 место
ЛУЧШАЯ - "ХАМЕЛЕОН" (Антон Павлович Чехов)
Антон Павлович, конечно, мастер короткого рассказа, и, хотя лучшие его произведения в школьную программу не вошли, "Хамелеон", безусловно, отличная история. Очумелов - настолько узнаваемый образ, что лично для меня уже стал именем нарицательным. Очень жизненно.
Оценка: 4+/5
ХУДШАЯ - "ДУБРОВСКИЙ" (Александр Сергеевич Пушкин)
Пушкин писатель талантливый, однако "Дубровского" я никогда не любил. Написано хорошо, но все персонажи настолько тошнотворны, что перечитывать или даже читать не тянет. И если с Троекуровым всё понятно, то с остальными (в том числе и "положительными") ситуация гораздо сложнее. Дубровский-старший - типичный приспособленец и ничтожество, который молчал о деяниях Троекурова, пока это не коснулось его лично. Маша - аналогично, абсолютно спокойно относилась к тому, что "милый папенька" отдавал людей на растерзание медведю. Как ей можно после этого симпатизировать? Что же до самого Дубровского, то какое право он имел мстить Троекурову? Обычный разбойник, ещё и влюбившийся в такую негодяйку. В общем, неприятное послевкусие роман оставляет, весьма.
Оценка: 3/5
7 место
ЛУЧШАЯ - "НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ" (Николай Васильевич Гоголь)
Милая сказочная история Гоголя, с колоритом, уютом и очаровательной любовной линией. Не сказать, что шедевр, но в своё время очень пришлось по душе.
Оценка: 5-/5
ХУДШАЯ - "ГОЛУБОЕ И ЗЕЛЁНОЕ" (Юрий Павлович Казаков)
Первая любовь - конечно, прекрасная штука, но Господи, как же это тоскливо написано! Из школьной программы, я, наверно, ничего нуднее и скучнее не читал. Главный герой раздражает неимоверно (я понимаю, что нужно делать скидку на влюблённость и юность, но читателю легче-то от этого не становится). Опять же, некому симпатизировать. Атмосферы особой нет. Да и стилистических изысков, в отличие от того же "Дубровского", не наблюдается.
Оценка: 3/5
6 место
ЛУЧШАЯ - "ТАПЁР" (Александр Иванович Куприн)
Произведение простое и без особой идеи, но зато как написано, какая атмосфера!..Загородный богатый дом, семья из русской интеллигенции, Новый год, роскошное празднество. За это стоит набавить пару баллов.
Оценка: 5-/5
ХУДШАЯ - "ОТРОЧЕСТВО" (Лев Николаевич Толстой)
Я никогда не причислял себя к поклонникам Толстого. Особый шарм в лучших его произведениях ("Анна Каренина", "Война и мир") имеется, но не более (плюс ещё отвратная личность самого автора накладывается). А вот всю трилогию "Детство"-"Отрочество"-"Юность" просто на дух не переношу - чертовски неискренне, фальшиво, неестественно. "Отрочество" немного лучше, чем "Детство", но тем не менее.
Оценка: 3-/5
5 место
ЛУЧШАЯ - "ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ" (Владимир Галактионович Короленко)
Пронзительная, душераздирающая история одного из лучших писателей двадцатого века и советского периода. Единственный недостаток - уж очень тяжёлое произведение (оно и понятно). Читал впервые во 2-м классе, произвело неизгладимое впечатление и перечитывать после в 6-м было крайне сложно.
Оценка: 5/5
ХУДШАЯ - "ДЕТСТВО" (Лев Николаевич Толстой)
Как я уже говорил чуть выше - ужасно фальшиво, хотя читается ещё более-менее (исключительно на мастерстве Толстого). Многие моменты отдают откровенной глупостью - чего только стоит, например, вот этот отрывок (написанный от лица мальчика):
Второй Ивин — Сережа — был смуглый, курчавый мальчик...Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда. Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. Видеть его было достаточно для моего счастия; и одно время все силы души моей были сосредоточены в этом желании.
Это что вообще такое? Это как понимать?
Оценка: 2+/5
4 место
ЛУЧШАЯ - "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" (Антуан де Сент-Экзюпери)
Потрясающе трогательная сказочная история, при этом удивительно тонко подмечающая проблемы отношений взрослых и детей. Необычно и очень атмосферно.
Оценка: 5/5
ХУДШАЯ - "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА" (Александр Сергеевич Пушкин)
Одна из бед классических произведений: некому симпатизировать и сочувствовать. Гринёв - слабохарактерный идиот с чертами приспособленца, Маша - примерно аналогична своей тёзке из "Дубровского", подонок Пугачёв зачем-то возведён чуть ли не в ранг народного героя. К тому же, я откровенно не понимаю произведений, которые подробно описывают жестокие и прямо-таки зверские эпизоды. Вот например это:
Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага...«Батюшки мои! — кричала бедная старушка. — Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу». Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи! — закричала она в исступлении. — Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка!..сгинул от беглого каторжника!» — «Унять старую ведьму!» — сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца.
В довершении ко всему, никаких искупительных черт роман не имеет: безатмосферно, скучно и гадко. Девиз "Береги честь смолоду" совсем ни к месту. Это явно не о Гринёве.
Оценка: 2/5
3 место
ЛУЧШАЯ - "А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ГДЕ-ТО" (Анатолий Георгиевич Алексин)
Невероятно интересное, психологически-сложное произведение, в котором нет однозначных точек зрения и персонажей. И в этом вся прелесть повести: каждый раз открываешь в ней что-то новое. Отношения главного героя и Нины Георгиевны - это нечто свежее, абсолютное оригинальное для мировой литературы. Концовка пробивает на слезу и оказывает сильное эмоциональное воздействие.
Оценка: 5+/5
ХУДШАЯ - "БЕЖИН ЛУГ" (Иван Сергеевич Тургенев)
В этом небольшом рассказе есть только одно достоинство: описания природы. Что что, а это Тургенев всегда делать умел и умел красиво. В остальном же - полная ерунда, причём со всех точек зрения. Возможно, некая атмосфера и имеется, но ведь одной атмосферы мало. Нужна идея, нужен смысл, нужна, в конце концов, мораль. А чему научит школьников "Бежин луг"? Что суеверные сказочки и предания правдивы? Ещё и финал нелеп и пессимистичен одновременно. Почему же только 3-е место? На первых двух в антирейтинге у меня оказались произведения, которые не только не несут особого смысла и не имеют литературной ценности, но ещё и наносят вред детской психике. Идём дальше.
Оценка: 2/5
2 место
ЛУЧШАЯ - "БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА" (Александр Сергеевич Пушкин)
Очень милая, наполненная колоритом и блестящими комедийными моментами история. Старики Берестов и Муромский - невероятно яркие персонажи, да и их дети не уступают. Книга буквально дышит позитивом, юмором, счастьем, любовью, весной.
Оценка: 5+/5
ХУДШАЯ - "ДЕТСТВО" (Максим Максимович Горький)
Исповедь человека с тяжёлой психической травмой. Собственно, этим всё сказано. Школьникам читать это ненужно и более того - нельзя. Роман пестрит зверствами в самых отвратных его проявлениях: по количеству издевательств над маленькими детьми, грязи, скверны, боли и оторванных носов "Детство" в мировой литературе, пожалуй, лидер. Нам, 7-классникам, это всё давали в сильно сокращённом варианте - но тогда произведение теряло все причинно-следственные связи и становилось абсолютно бессмысленным. Зачем такое вообще включать в программу?
Оценка: 2-/5
1 место
ХУДШАЯ - "ТИХИЙ ДОН" (Михаил Александрович Шолохов)
Да-да, я не ошибся, а намеренно изменил последовательность, чтобы закончить на позитивной ноте. Что же касается самого "Тихого дона"...
Похабень. Я бы вообще запретил эту эпопею к печати, несмотря на то, что написана она не так уж и плохо - чисто технически. Книгу я решил прочесть по совету своей благообразной, интеллигентной тётушки (царствие ей небесное), которая неоднократно упрекала меня за любовь к детективному жанру. Мне хватило первой части первой книги, чтобы отправить всю эпопею в личный список запрещённой литературы. Я, конечно, всё понимаю, но с какой стати школьники должны читать историю о мужике, надругавшемся над, извиняюсь, родной дочерью? И не надо мне говорить, что книга не об этом и это тут не главное. Когда Шолохов включал данный элемент в свой роман, он делал это не просто так, а с определённой целью. Можно, конечно, давать школьникам отцензуренный вариант, но тогда ситуация будет аналогична "Детству" Горького. Из песни слов не выкинешь.
Оценка: 1/5
ЛУЧШАЯ - "РЕВИЗОР" (Николай Васильевич Гоголь)
Шедевр классической русской литературы и лучшее произведение классиков, из прочитанных мною на данный момент. Целый сонм колоритных личностей - и Хлестаков, и его слуга, и Городничий с супругой, и остальные тоже. Но главное - какая потрясающая сатира, какая тонкая аллюзия на общество (в том числе и современное)! Чего только стоит эта цитата:
Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет
Гениальная вещь, актуальная и по сей день.
Оценка: 5+/5
Хотите видеть в своей ленте больше интересных статей, новостей и материалов по литературе и кино? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!