Дворцово-парковый ансамбль Вязёмы, включенный в состав Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина, заслуженно пользуется самой широкой известностью. Зимой и летом поток экскурсантов едет туда, где состоялось знакомство великого поэта с красавицей Гончаровой, где в юные годы он нередко бывал в парках и залах великолепной усадьбы, поскольку имение его родной бабушки Марии Алексеевны Ганнибал находилось по соседству. Почти бесспорно, что именно этот архитектурный и природный уникум увековечен в «Евгении Онегине», как наследство «дяди самых честных правил», доставшееся главному герою:
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Штофные обои, изразцы, царские портреты – это лишь бегло упомянутые отдельные штрихи. Интерьеры особняка впечатляют куда больше – и своим содержанием, и своей сохранностью: две библиотеки, иностранной и русской литературы, замечательная меблировка гостиных и спален, искусный декор всех внутренних помещений – не перечислить всего, что стоит посмотреть, проникаясь восхищением и уважением к обладателям и создателям этого прекрасного мира русской дворянской истории. И открывая вдруг для себя, что вяземский ансамбль представляет собой наследие гораздо большее, чем иллюстрация фрагментов жизни нашего великого поэта.
Откуда взялся этот прекрасный двухэтажный дом с флигелями? С аллеями и цветниками в замечательном парке вокруг него? С великолепными окрестными видами? Известно, что благоустройство усадьбы началось с пожалования ее царем Федором Иоанновичем Борису Годунову в 1585 г., возведения каменного храма, который сохранился, и деревянного дворца, которому повезло меньше. После Смутного времени имение вернулось в казну, а через сто лет произошло новое пожалование – уже царем Петром I князю Борису Алексеевичу Голицыну. Переходя по наследству, усадьба досталась правнуку петровского сподвижника – Николаю Михайловичу Голицыну (1729-1802), который и стал ее главным устроителем.
Именно он спланировал и произвел постройку главного дома и флигелей в том виде, в котором они почти без изменений сохранились до наших дней. Именно он проявил «вкус умной старины» в сочетании с новейшими на тот момент возможностями комфортной и полезной архитектуры, вписанной в окружающий ландшафт. Наверное, в этом отразились качества его собственной личности. Он не стал одним из первых лиц ни при одной из царствующих особ, от Анны Иоанновны до Александра I, хотя был представителем одного из самых знатных дворянских родов империи, отдал долг государственной службе (25 лет на военном поприще) и общественной деятельности (членство в Опекунском совете, уездное дворянское предводительство). Зато он был энергичным, усердным и талантливым центром своего мира – родовой усадьбы, окружающих ее обширных сельскохозяйственных угодий с местным крестьянским населением и уездным дворянством, а также составителем родословного древа и истории всех князей Голицыных.
«…у него был особый мир, страстно им любимый. Хотя когда жена говорила ему о его заслуге, состоящей в том, что он делает добро своих подданных, он сердился и отвечал: «Вот уж нисколько: никогда и в голову мне не приходит, и для их блага вот чего не сделаю. Мне нужно, чтобы наши дети не пошли по миру, мне надо устроить наше состояние, пока я жив; вот и все. Для этого нужен порядок, нужна строгость… И справедливость, разумеется,— потому что если крестьянин гол и голоден, и лошаденка у него одна, так он ни на себя, ни на меня не сработает». И, должно быть, потому, что Николай не позволял себе мысли о том, что он делает что-нибудь для других, для добродетели, — все, что он делал, было плодотворно: состояние его быстро увеличивалось; соседние мужики приходили просить его, чтобы он купил их, и долго после его смерти в народе хранилась набожная память об его управлении. «Хозяин был… Наперед мужицкое, а потом свое. Ну и потачки не давал. Одно слово — хозяин!»
Это, конечно, абсолютно произвольное допущение – сравнивать Николая Михайловича Голицына еще с одним литературным персонажем, Николаем Ростовым из «Войны и мира». Но если подумать о том, насколько тот и другой были основой и опорой своего мира, то смысл в этом сравнении очень даже есть. И, если к литературному образу нельзя уже добавить новых подробностей, то к истории реального человека не только можно, но и необходимо. Поэтому особую ценность обретает исследование, предпринятое доктором исторических наук М.Ф.Прохоровым и директором Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина А.М.Рязановым. В нем с наибольшей возможной на сегодняшний день полнотой описана биография Н.М.Голицына и история создания его любимой усадьбы.
Прохоров М.Ф., Рязанов А.М. Князь Николай Михайлович Голицын – основатель дворцово-паркового ансамбля в подмосковной усадьбе Вязёмы. – Москва: "Русскiй Мiръ", 2020. – 176 с., ил. (Большая Московская Библиотека. Краеведение)
Все фото, кроме первого © Анна Абросимова , с сайта Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина https://www.museum-gol.ru/about/vyazyomy.htm
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.