Как известно, всего до 1944 года было произведено более 9,5 тысяч истребителей P-39 «Аэрокобра», и более 4,7 тысяч из них попали в СССР по ленд-лизу. В СССР «Аэрокобра» показала себя прекрасным бойцом, а вот западные пилоты воевать на P-39 не хотели, и при первом же удобном случае пересаживались на другие типы самолетов. Но во всех доступных источниках фигурирует не более 1000 самолетов в ВВС западных союзников, а куда делись еще 4000?
Одна из загадок Второй Мировой войны – почему истребитель Bell P-39 «Airacobra» так не любили американские и английские пилоты, а советские нередко именно на этом самолете становились асами? Но есть еще одна загадка – куда подевалось более половины из 9500 этих самолетов, произведенных американцами, но на которых западные пилоты не хотели воевать?
Существует основная версия, что разрабатывался этот истребитель для одних условий, а начавшаяся Вторая Мировая предоставила совершенно другие, неожиданные, по крайней мере, на Западном фронте. А вот на фронте Восточном условия для «Аэрокобры» как раз подходили. Тогда как в Западной Европе воздушные бои велись на больших высотах, недостижимых для P-39, в СССР истребителям приходилось действовать буквально над полем боя, и этого для «Аэрокобр» было вполне достаточно, чтобы проявить свои лучшие качества.
Как результат – все самолеты, не получившие признательности у союзников, были сплавлены в СССР по ленд-лизу, а американцы и англичане пересели на более удачные типы истребителей.
Однако в Советский Союз было отправлено за всю войну меньше половины всех изготовленных «Аэрокобр» - 4719 из 9584-х.
Где же подевались еще почти 5 тысяч произведенных «Аэрокобр»?
Ну, воевали P-39 не только в СССР, немало их было отправлено на Тихий океан, однако это количество не превышало нескольких сотен, и то в лучшем случае. Несколько сотен в 1943-1944 годах были предоставлены итальянцам и французам, что-то досталось и португальцам. Но это не 5 тысяч, следовательно, несколько тысяч, не попавшие в СССР, все же приняли участие в боях в Западной Европе.
Почему мы о них ничего не знаем?
Проглядывая список самых результативных западных пилотов-истребителей – американских, британских, канадских, австралийских и прочих, я обнаружил только одного, который стал асом именно на P-39 «Аэрокобра». Это был американский лейтенант Билл Фидлер, повоевавший на «Аэрокобре» на Новой Гвинее и Соломоновых островах и сбивший целых 5 вражеских самолетов. Были еще американские и австралийские пилоты, сбившие по 1-2 японцев на «Аэрокобрах», но при первом же удобном случае они пересаживались на P-40 «Вархок» или P-38 «Лайтнинг».
Все союзные пилоты, воевавшие на Тихом океане в первый год войны, жаловались, что хоть «Аэрокобра» и могла на равных драться с японскими «Зеро», но только в том случае, если японские истребители опускались ниже 3 км, а выше P-39 подниматься не могли. Дело было в том, что во влажных тропиках потолок для стоявшего на этих самолетах двигателя сильно снижался, и на высоте мощность его падала.
Таким образом все «Аэрокобры», сколько бы их ни было, очень скоро были выведены с Тихого океана и отправлены или в СССР, или позже – в Италию. Но это не объясняет того факта, что более чем 4 тысячи произведенных «Аэрокобр» просто куда-то пропали, а куда – нигде об этом нет никаких сведений. После 1942 года эти истребители массово ни в Западной Европе, ни в Северной Африке, ни тем более на Тихом океане и в Индии не «засветились». А количество P-39, поставленных в СССР, не менялось – 4719, и ни одним больше.
Остается предположить, что как минимум 4000 самолетов P-39 «Аэрокобра», произведенных на американских заводах, так нигде и не были востребованы, ими оснастили американские подразделения ВВС, не принимавшие участия в боевых действиях или на малозначительных театрах военных действий, например, в Исландии или Марокко.
Известно, что за все время боевых действий в Северной Африке, и вообще в Средиземноморье, союзниками было потеряно около 100 самолетов «Аэрокобра», в основном выступавших в роли штурмовиков. Учитывая, что из 4719 советских «Аэрокобр» в боях на Восточном фронте и по техническим причинам с конца 1942 года по начало 1945-го было потеряно 1030 самолетов (менее 25%), то потери в 100 самолетов в Северной Африке за 2 года предполагают, что в боях участвовало около не более 500 P-39.
Ясно, что условия в Африке и России были разные, и английским и американским пилотам просто везло, поэтому увеличим общее количество до 1000 самолетов. Но в любом случае, даже если принять цифру 1000 «Аэрокобр» в Северной Африке, что весьма сомнительно, то все равно остаются несколько тысяч «пропавших» P-39, которые неохотно использовались даже в качестве штурмовиков. Интересно, что при штурмовке «Аэрокобрами» наземных целей их в большинстве случаев прикрывали «чистые» истребители, способные вести бой с немецкими «мессершмиттами» и японскими «зеро» гораздо более успешно.
Вот так и получается, что в то время как в СССР «Аэрокобра» получила повсеместное признание, и даже Сталин в письмах к Рузвельту был очень недоволен тем, что в Красную Армию поступает так мало P-39, более половины этих «плохих» для союзных летчиков самолетов все же использовались на Западном фронте. Хотя они могли бы легко быть переправлены в СССР хотя бы для того, чтобы Сталин не сердился?
Правда, упоминания о них такие скупые, словно этих «лишних» самолетов не было вообще, а к 1943-му все их полностью заменили гораздо более совершенные типы истребителей и штурмовиков – P-38, P-47, P-51, причем даже P-40 в самых разных своих вариантах пользовался гораздо большей популярностью до самого конца войны.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro