Приветствую. Многие наверное помнят слова из известного стихотворения советской эпохи: "Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек". Так вот сегодня мой рассказ о человеке который, по всей видимости, так не считал и решил предать эту самую страну, сбежав из неё на новейшем истребителе-перехватчике.
Кто не хочет читать, может посмотреть видео:
Часть первая. Побег. 29-летний старший лётчик Виктор Беленко на службе характеризовался только положительно. Отличный офицер, член КПСС, муж и отец. Немножечко задержался в звании старший лейтенант, но это не критично. Впереди его ждала успешная военная карьера и хорошая, по советским меркам, жизнь. 6 сентября 1976 года в 6:45 утра Беленко на новейшем истребителе МиГ-25П поднялся в небо с аэродрома Соколовка, что на Дальнем Востоке на отработку полётных упражнений. Обычный парный тренировочный полёт, где самолёт Беленко был ведомым. Почти сразу он оторвался от ведущего и снизился до высоты в несколько десятков метров, что позволило ему скрыться от радиолокационных систем СССР, способных вычислить истинное направление самолета. Получалось, он сделал вид что разбился, упав в море. Невидимый таким образом не только для советских, но и японских радаров, он пересёк воздушное пространство Японии в районе острова Хоккайдо. После чего вновь поднялся на стандартную высоту и был замечен японскими радарами. Из-за разности частот, японцы не смогли с ним связаться по рации и подняли на перехват два истребителя. Однако Беленко уже и сам снижался. У него заканчивалось топливо и он принял решение сесть на ближайший гражданский аэродром Хакодате, что на острове Хоккайдо. Тут надо отметить, что есть версия, что изначально его целью была американская военная база в Титосэ, и из-за недостатка топлива он до неё не дотянул, но вообще-то американцы окончательно ушли оттуда в 1975 году, но возможно Беленко этого просто не знал. Как бы то ни было, истребитель Беленко едва разминулся с японским пассажирским "Боингом" и сел в Хакодате, причём из-за недостаточный длины ВПП выкатился за её пределы и пропахал около четверти километра по полю, остановившись перед здоровенной конструкцией радиоантенны. Выбравшись из кабины, Беленко выстрелил два раза из пистолета для привлечения внимания, по другой версии чтобы отогнать зевак и преспокойно стал ждать представителей японских властей. С ближайшей автострады его фотографировали и рассматривали изумленные японские автомобилисты.
Часть Вторая. Дальнейшие события и реакция СССР. Японская сторона заявила, что Беленко попросил политическое убежище, но в этом ему было отказано. Однако не отказали США и уже 9 сентября он был вывезен в Штаты с разрешением на постоянное проживание в этой стране. Ну а самолет, которым Беленко можно сказать расплатился за своё политическое убежище, был доставлен на базу ВВС США. Надо отметить, что Ми7-25П на тот момент был новейшим советским истребителем-перехватчиком и был крайне интересен американцам. Его подвергли самому тщательному исследованию. Он был полностью разобран в результате чего американцы узнали много совершенно интересной и секретной информации. А уже в ноябре 1976 года самолет вернули СССР, он был собран, но к полётам больше не допускался и использовался как учебный тренажёр. Сам Беленко, кстати, считал, что американцы рано вернули самолёт и могли бы его ещё изучить. Ну а в самом СССР старались скрыть факт побега. Версии менялись. Сначала в СМИ преобладала версия, что Беленко совершил вынужденную посадку из-за поломки и его силой вывезли в США и удерживают там. Однако вскоре Беленко лично давал интервью Западным СМИ, заявляя о добровольном побеге, это же он сказал и на встрече с представителем советской стороны. Тут же советская пропаганда начала раскручивать версию, что Беленко пичкают психотропными препаратами, поэтому он говорит то, что его заставляют. На заявления западных журналистов, что речь идет о добровольном решении Беленко бежать, официальный представитель МИД СССР Крылов сказал: "Всё это ложь, от начала и до конца". Советская разведка пыталась воздействовать на беглеца с помощью его жены и матери, которые выступали на пресс-конференции, где со слезами на глазах просили его вернуться. Однако, как выяснилось, Беленко не был привязан к своей семье, так что такое давление не сработало. На встрече с беглецом, агент КГБ Садовников шепнул ему; "У нас предателей не любят. Рано или поздно мы тебя найдем". Угрозы тоже не сработали и вскоре всем стало ясно, что Беленко совершенно добровольно угнал самолёт и совершил побег из СССР. Советские власти вынуждены были признать факт побега. Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения был заочно осуждён по статье 64 УК РСФСР (Измена родине)и приговорён к высшей мере наказания - расстрелу. А вскоре советские СМИ пустили утку, якобы Беленко разбился насмерть в автомобильной аварии в США.
Часть Третья. Впечатления Беленко о военной службе в США и удивление уровню жизни американцев. Разумеется, США был интересен не только самолёт, но и сам пилот, обладающий массой знаний. Как вспоминал позже сам Беленко: "Я никогда не задумывался над тем, что, оказывается, я так много знаю". Ну а работая с американской разведкой, бывший пилот потихоньку изучал жизнь в США. Он изумлялся и не верил своим глазам, глядя на огромное количество продукции в супермаркетах. Удивляло его и отсутствие очередей, огромный выбор техники, большой ассортимент одежды и других товаров. Настолько это было непривычно для советского человека, что поначалу он был убеждён, что это американская разведка организовывает ему специальные туры по магазинам и всё это лишь ширма, ведь в СССР пропаганда вещала что в США полунищая жизнь. Потихоньку Беленко попривык и был счастлив, покупая каждый день всё что захочет. Позже на одолженном его куратором Джорджем Уишем, спортивном "Додж Чарджер" Беленко поехал исследовать Штаты. Увиденное его также впечатлило в хорошем смысле. Одним из условий сотрудничества Беленко с американцами было то, что ему разрешат побывать на случайно выбранной авиабазе и на борту американского авианосца. Но это должны быть не показательные шоу, а самый обычные рабочие будни американских военных. Очень хотелось бывшему советскому офицеру сравнить свой опыт и то, что говорила советская пропаганда, с тем что было у американцев на самом деле. В конце 1976 Беленко привезли на авиабазу в Лэнгли. Даже позволили отработать навыки авиационного пилотирования на тренажере. Когда Беленко подходил к авиационному тренажеру, то обратил внимание, что там заканчивали занятия сержанты. Бывшего лётчика это крайне поразило, так как по его словам в СССР такие тренажеры служили только для того, чтобы пускать пыль в глаза. К таким тренажерам в стране Советов никого не подпускали. Побывал он и в коттеджном посёлке авиабазы, в домах где жил рядовой состав вместе с семьями. И это его удивило, американцам он рассказал что рядовой состав советских частей на дальневосточных авиабазах обитает в казармах по 50 человек в каждой, за колючей проволокой, а жизни с семьями и речи не шло. Поэтому в советских частях суициды и дедовщина были рядовым делом. Уезжая с авиабазы он сказал американским офицерам: "Если бы в моём полку поглядели хоть пять минут на то, что я видел сегодня, началась бы революция". Уже в следующем году американцы выполнили и вторую его просьбу - Беленко посетил авианосец "Джонн Кеннеди". Он провел инструктаж для американских пилотов рассказав, что им делать если они встретят в небе советских пилотов в боевой обстановке. Стоит отметить, что американские лётчики высоко оценили его лётную квалификацию и профессионализм. Наблюдая за слаженной работой персонала на авианосце он опять решил, что все подстроено, чтобы произвести на него впечатление. Он не пошёл в свою каюту, а продолжил наблюдение на палубе, ожидая когда "шоу окончится". Но все происходило и дальше в штатном режиме. В конце концов, бывший пилот сделал вывод, что у американцев работа действительно налажена очень хорошо, а политруки на занятиях врали и напрасно высмеивали "потенциального противника".
Часть Четвёртая. Дальнейшая жизнь Беленко. Получив в 1980 году американское гражданство, Беленко работал консультантом федеральных правительственных структур по вопросам советской авиации и консультантом авиастроительных компаний. Снимался в рекламе и передачах на телевидении, читал лекции в военных образовательных заведениях, давал интервью и тд. Поддерживал дружеские отношения со многими американскими лётчиками. Он женился на американке, которую встретил, путешествуя по стране, от этого брака у него трое детей. Жив ли сейчас Виктор Беленко доподлинно неизвестно... Известно лишь одно, он осознанно совершил свой побег, никогда об этом не жалел и был собой доволен. А памятью об этих событиях остаётся советское удостоверение личности находящееся в музее ЦРУ в Вашингтоне. Ещё один трофей Холодной войны.
Ну а на этом, спасибо что прочитали ставьте лайки если понравилось, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал. Всего доброго.