Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Бархатный сезон" (СССР–Швейцария, 1979) и "Барабаниада" (Россия-Франция, 1992)

Барабаниада. Россия-Франция, 1992. Режиссер и сценарист Сергей Овчаров. Актеры: Александр Половцев, Андрей Ургант, Виктор Семёновский, С. Жаров, С. Запрягаев, Юрий Костыгов, Евгений Барков, Юлиан Макаров, Сергей Селин, Нина Ургант и др.

Дождь фестивальных наград и дружный хор восторженных отзывов сопровождал «Барабаниаду» практически с первых дней ее выхода на экран. «Уникальный вклад в развитие российского кино», «верность теме и любовь к жизни» вот лишь некоторые фразы из «похвальных листов» адресованных картине.

Боюсь, мой голос выпадает из хора, однако скажу прямо – «Барабаниада» кажется мне самой слабой работой талантливого режиссера.

Попробую объяснить, почему. Прежние сказочные притчи Сергея Овчарова («Нескладуха», «Небывальщина», «Левша») и даже вольная экранизация «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина под названием «Оно» создавались в условиях жесткой цензуры, которая только к концу 1980-х стала слабеть и чахнуть. Используя традиции русского сказочного фольклора, комедийные приемы Великого Немого, Сергей Овчаров создал на экране мир, построенный на эксцентрическом иносказании.

Не могу утверждать, что режиссер предлагал зрителям запутанные ребусы и символы: сатирическая заостренность его фильмов прочитывалась, вероятно, каждым внимательным поклонником десятой музы. Однако в фильмах Сергея Овчарова не было поверхностной публицистичности, конъюнктурной «смелости» и штампа.

К сожалению, в «Барабаниаде», на мой взгляд, ощутимы излишняя прямолинейность символики и едва ли не «газетная» сатира, вопреки притчеобразности сюжета отражающая «злобу дня» в среднестатистическом духе журнала «Крокодил».

Сам по себе замысел интересен: поставить полнометражный фильм без единой реплики персонажей, притчу о злоключениях барабанщика похоронного оркестра, получившего в наследство волшебный барабан, с которым он странствует по белу свету постперестроечной России.

Но... Опять это придирчивое «но»! Оригинальной фабульной пружины (бедолага барабанщик вынужден повсюду следовать за своим барабаном) хватает, по сути дела, лишь на короткометражку. Уже минут через сорок ощущается исчерпанность приема. Эпизоды картины нанизываются друг на друга не по принципу раскручивающейся пружины, а вполне монотонно. Сцена, в которой чудо-барабан на несколько минут превращается в телевизор и показывает главному герою какие-то мутные мелькающие кадры, по-моему, просто скучна. А кульминационный эпизод визита иностранных бездомных к российским, происходящий на городской свалке, словно взят напрокат из фильма Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», но сделан, пожалуй, более грубо и актерски куда менее выразительно Образ России как свалки, населенной бомжами и нищими, на рубеже 1990-х годов стал чуть ли не самым распространенным штампом.

Да и другие символы «Барабаниады» не отличаются многозначностью и глубиной. Лицезрение обмена папками с договорами о сотрудничестве между лидерами отечественных и зарубежных нищих вряд ли восхитит кого-то сатирической смелостью и полетом фантазии. Увы, такого рода конъюнктурных сцен в фильме немало. К тому же и поведение главного персонажа грустного клоуна, напоминающего бледное отражение Бастера Китона, и ход развития очередного эпизода вскоре после начала картины становятся излишне предсказуемыми.

Правда, музыка за кадром звучит хорошая: Бетховен, Моцарт, Малер, Мусоргский это на века!

Александр Федоров

-2

Бархатный сезон. СССР–Швейцария, 1979. Режиссер Владимир Павлович. Сценаристы Григорий Горин, Владимир Павлович. Актеры: Юозас Будрайтис, Татьяна Сидоренко, Александр Лазарев, Валентина Игнатьева, Сергей Бондарчук, Иннокентий Смоктуновский, Николай Крючков, Альгимантас Масюлис, Виктор Сергачёв, Юрий Яковлев, Игорь Васильев, Ирина Скобцева, Александр Вокач и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В этой совместной постановке, рассказывающей о том, как бойцы испанской интернациональной бригады решили переправить на французскую территорию детей противников генерала Франко, все выглядит фальшивым и бутафорским с самого начала. Художественный уровень постановки, на мой взгляд, настолько низок, что даже самые знаменитые российские актеры выглядят на экране ряжеными. Здесь всё подается удручающе серьезно: и канкан с полуго(..)ми девицами, и перестрелки. В духе индийских мелодрам выдержана история дочери миллионера, ставшей звездой кабаре.

Видимо, чувствуя неполнокровность, психологическую малодостоверность характеров и условность происходящего, авторы снова и снова разбавляют сюжет концертно-танцевальными номерами...

Понятно, что «Мосфильму» такая «фильмоединица» нужна была по соображениям «совместных постановок». Но чем этот проект, не сулящий никаких кассовых прибылей на Западе, мог заинтересовать швейцарскую фирму?

Александр Федоров