Найти тему
Жизнь в движении

Первый платный мост в России - где он и дорого ли там ездить и как выживают местные жители в отсутствии каких-либо альтернатив?

Мы постепенно начинаем привыкать к новым (и старым) платным дорогам в России, но платные мосты в нашей стране еще в диковинку, особенно на дорогах с отсутствием какого - либо альтернативного пути.

Дело было поздним октябрьским вечером, когда в темноте мы свернули с федеральной трассы Каргополь - Архангельск в сторону национального парка "Кенозерье" и направились к деревне Вершинино до которой по грейдеру оставалось проехать около 75 км.

переправа через Онегу
переправа через Онегу

Подъехав к реке Онега у деревни Афанасовская, с удивлением обнаружил самодельный шлагбаум перед понтонным мостом и будку вахтера. Из будки с фонариком вышел "помятый" мужичок и объявил, что проезд по мосту платный - в одну сторону стоит 310 рублей для легкового автомобиля.

Усть - Поча
Усть - Поча

Столько же и обратно. Льгот и скидок нет, цена для всех одна - житель ты, турист или водитель экстренных служб.

Почему такая дорого за проезд по 150 - метровому мосту? Ответить на этот вопрос мужичок не смог, сказав только, что переправа частная и принадлежит компании «Норд-Лес» - все вопросы к ним.

Получается, что цена проезда 2 000 рублей за километр, очень не дурно.

Нац.парк Кенозерье
Нац.парк Кенозерье

А другой дороги к полутора десяткам деревень на той стороне Онеги и к визит-центру нац. парка "Кенозерье" не существует - вокруг глухая архангельская тайга, озера и бесконечные болота.

Заплатив за проезд по старенькому армейскому понтонному мосту мы поехали в Вершинино и там уже решил разобраться, что же тут происходит.

КРаЗ - 2555 ПМП (Понтоно-мостовой парк)
КРаЗ - 2555 ПМП (Понтоно-мостовой парк)

И тут надо сделать отступление. Это не мы такие умные и подкованные насчет альтернативного проезда, а есть такой закон.

По действующему в настоящее время законодательству, проезд по мосту нельзя сделать платным, если не обеспечен альтернативный бесплатный маршрут
Но в 2019 году в закон "продавили" изменения и это правило не касается дорог/мостов/переправ на Крайнем Севере (это около 70% территории страны)
Правда с одним важным уточнением: На владельцев легковых авто и мотоциклистов нововведение не распространяется — с них плату за проезд не возьмут, даже если дорогу или мост построят полностью на частные деньги.

Официально в Росси всего несколько платных мостов и путепроводов, для которых есть альтернативный проезд (либо они бесплатны для легкового транспорта при отсутствии альтернатив):

1) Мост через Каму и Буй в Республике Удмуртия (400р за легковушку)

2) Мост через Пур в ЯНАО (легковушкам бесплатно)

3) Путепровод в Рязани (25р)

4) ЗСД в Питере

понтонный мост через Онегу
понтонный мост через Онегу

Но в Архангельской области свои местные таежные законы, более "законистые" и федеральные законы им не указ.

Тем временем, в полутора десятках деревень за Онегой проживает несколько тысяч человек, а летом туда приезжают еще и дачники с пенсионерами из Архангельска, Плесецка, Каргополя и за каждую поездку в райцентр Каргополь или Плесецк им приходится платить по 620р только за пересечение моста.

Понтонны у переправы через Онегу
Понтонны у переправы через Онегу

Как же так получилось, что местным чиновникам удалось ловко обойти закон и не компенсировать частникам стоимость безальтернативной понтонной переправы?

Поискав информацию в сети я выяснил, что еще в 2013 году региональная власть придумала хитрый ход и разделила дорогу Конево — Першлахта — Нижнее Устье на две самостоятельные дороги: Конево — Вознесенское и Афанасовская — Першлахта — Нижнее Устье. Нет дороги - нет проблемы.

-7

Остап Бендер "отдыхает". Гениально и просто, а на деле это позволило исключить переправу через Онегу и состава транспортной артерии. Ну не существует такой дороги как Конево - Нижнее Устье, а значит и бесплатную переправу можно не организовывать, это всё инициатива частника.

И если задача у Архангельских властей заставить людей покинуть эти места, то они с ней очень неплохо справляются. Но там живут люди круглый год и для них это Родина.

Многие из них не хотят покидать родные места, а некоторые даже возвращаются из городов, устав от суеты.

Зимой на Онеге намораживается ледовая переправа и она бесплатная, но зимы становятся теплее и не каждый год можно устроить ледовую переправу. А понтон может действовать даже зимой.

-8

И на обратном пути рядом с понтонным мостом в свете дня мы увидели недостроенные деревянные опоры моста. Как говорят местные, лет тридцать назад здесь планировали возвести большой деревянный мост. Но в начале 1990-х из-за недостатка финансирования от этой идеи отказались, а потом и деревни начали постепенно вымирать.