Продолжая разбирать различные матовые механизмы, рассмотрим некоторые последствия хода g7-g6 (g2-g3) при короткой рокировке. Очень эффективно при таком ослаблении использовать образовавшуюся «дыру» так, как показано на диаграммах 233 и 234.
Такое выдвижение пешки без веских причин может иметь весьма плачевные последствия, особенно если атакующей стороне удается разменять королевского слона, защищающего ослабленные поля, или отвлечь его на другой край доски. Рассмотрим несколько примеров, подтверждающих сказанное.
Алёхин – де Кассио (Мадрид, 1944г.)
1. e4 e5 2. Кc3 Сc5 3. Сc4 Кe7 4. d3 Кbc6 5. Фh5 O-O 6. Сg5 Фe8 7. Кf3 Кg6 8. Кd5 Сb6 (Черные действовали в дебюте просто беспомощно, и теперь чемпион мира проводит быструю и решающую атаку)
9. Кf6! gf6 10. Сf6. Катастрофу на пункте «g7» после следующего хода Фh6 можно предотвратить только ценой огромных потерь, черные сдались.
Обратимся теперь к позиции на диаграмме 236 и проследим, как умело белые (Земиш) провели решающую атаку на королевском фланге, используя рассматриваемый в этой теме мотив.
Пока у черных нет слабостей в позиции рокировки, но уже после следующего хода они вынужденно появятся.
1. Фh5! g6 2. Фh6! Сd7 (Слабость черных полей позволяет белым не заботиться о сохранности своих пешек, а играть прямолинейно на мат. Не страшно 2... cd 3. Сf4! dc 4. Кe4! Лd3 5. Кf6 Крh8 6. Кe8 с выигрышем)
3. Кe4 Сc6 4. Кf6 Крh8 5. Сg5! cd 6. Лae1 (это не единственный путь к победе) 6...dc 7. Кh5 gh 8. Сf6! Сf6 9.ef и перед нами уже знакомая конструкция №234.
Часто, чтобы добиться полного контроля над полями одного цвета, приходится идти на жертвы. Но обычно оно того стоит, главное – всё четко рассчитать. Яркий пример – партия чемпионки мира Ноны Гаприндашвили.
Гаприндашвили – Сервати (Дортмунд, 1974г.)
1. e4 c5 2. Кf3 Кc6 3. d4 cd 4. Кd4 g6 5. c4 (сильнейшее, на наш взгляд, в этом дебюте продолжение – атака Мароци) 5...Сg7 6. Сe3 Кf6 7. Кc3 Кg4 8. Фg4 Кd4 9. Фd1 e5 (недостаток хода – ослабление поля «d5») 10. Кb5 O-O 11. Сe2 (жертву пешки принимать опасно, так как черные имеют промежуточный шах с «а5», оставляющий белых без рокировки) 11...Фh4 12. Кd4 ed 13. Сd4 Фe4 (рассчитывая ранних выход ферзя, черные возлагали надежды на эту позицию, так как атакованы слон и пешка «g2») 14. Сg7! Фg2
15. Фd4!! (чтобы сохранить такого слона в паре с ферзем, да еще и при ослабленных черных полях, и двух ладей не жалко!) 15...Фh1 16. Крd2 Фa1 («Как же мне будут ставить мат? Отходы слона на «h6» и «h8» парируются ходом «f6»...», - так рассуждали черные) 17. Фf6!! (изящное решения, смысл которого – заблокировать пешку «f7») 17...Фa2 18. Сh6 и у черных осталось только 3 предсмертных шаха: 18... Фa5 19. Крс1 Фa1 20 Крс2 Фa4 21. Крb1, после чего можно сдаваться. Увлекательная развязка!
На предыдущем примере мы уже убедились, как опасно ослаблять поля в своем лагере, даже на короткое время. Не менее опасно уводить защитника полей на другой участок доски (см. №238).
10. Сf4 e5? (черные снова ослабили центральные пункт «d5») 11. Сg5 Сc3 12. Сf6! Сb2? (защитник черных полей ушел очень далеко, теперь следует решающая атака) 13. Фg4 g6 14. Фh4 Кd8 (как по-другому защищаться, не видно) 15. Фh6 Кe6 (черные на мгновение вздохнули спокойно, как теперь атаковать?) 16. Кd2!!. (Конь медленной поступью идет на «g5»! Защиты нет! Не получалось выменять коня «е6» на белопольного слона, так как по 7-ой горизонтали к защите подключался ферзь) 16...Сa1 17. Кf3 Сd4 18. Кg5 1-0. Медленно, но неотвратимо!
И на последок познакомимся с более сложным видом той же матовой сети. Дополнительным мотивом будет вскрытие линии «g».
Бальойн – Р. Джунджувала (Торнби, 1974г.)
1. e4 c5 2. Кf3 Кc6 3. d4 cd 4. Кd4 Кf6 5. Кc3 d6 6. Сc4 e6 7. Сb3 Сe7 8. Сe3 a6 9. Фe2 (атака Велимировича, острое и интересное продолжение; белые готовят длинную рокировку) 9... Кd4 (предпочтительнее 9... Ка5 или 9... Фc7, что дает черным полноправную игру) 10. Сd4 b5 11. O-O-O O-O 12. g4 (начало атакующих действий, но какой пункт атаковать?) 12...Фc7 13. g5 Кd7 14. Фh5 Кc5 (Черные подготовили движение пешки «b», а белые?) 15. Лhg1 b4 (Диаграмма 239) 16. Сf6?! (Хоть и красивый, но «ловушечный» ход, сильнее 16. Фh6! Кb3 17. ab e5 18. Кd5 с большим преимуществом. Но белым этого мало, они играют на мат!) 16... bc?? (А почему бы не съесть коня? Что будет? Диаграмма 240)
17. Фh6!! Знакомая нам матовая сеть в более элегантном исполнении! Мат следует на любые взятия! Красиво, не правда ли?... Тема закрыта, творите!
Задания для совместного решения с преподавателем
Подсказки
№241 – элементарно: нападаем, отвлекаем и матуем. За дело!
№242 – куда может сбежать король? Не пустить!
№243 – жалко своих? Забудьте… Мат старше – ставьте!
Решения упражнений из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем" ищите в нашем телеграмм-канале: https://t.me/chesschamion42
#детские шахматы #шахматы для всех #шахматы #шахматный клуб чемпион #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам #обучение шахматам #игра в шахматы #шахматы кузбасс