Найти тему
Языковедьма

Откуда и зачем купания в проруби

Пару дней назад по стране в очередной раз прокатилась волна крещенских купаний в проруби. Люди в этом вопросе исконно делятся на несколько лагерей: кто-то пытается таким образом очиститься от грехов, кто-то верит в магическую силу воды в крещенскую ночь, кто-то окунается "для здоровья", кто-то просто любит экстрим, а кому-то все эти забавы вообще до лампочки.

Кто же прав?

Деятели церкви отрицают эффект очищения от грехов при помощи такого купания, поскольку грех можно искупить лишь искренним раскаянием. Врачи, в свою очередь, не рекомендуют подвергать свой организм бессмысленному риску, если в другое время закаливаниями он не укреплялся.

Так что религиозная и медицинская составляющие купания в проруби - мимо (если речь не идёт о профессиональных моржах и об истинно верующих, конечно).

Многочисленные любители чистого экстрима - к ним вопросов нет, их страх и риск. Лишь бы не после алкоголя окунались.

Остаётся магическое мышление. Как любитель истории и фольклора, я предлагаю разобраться, откуда оно в этой традиции взялось. Как обычно на Руси, эта результат двоеверия.

Крещение - это день, завершающий период Святок. А что делали на Святки? Играли, пели, плясали, гадали, словом, делали всё то, что в обычной жизни делать не особенно полагалось.

Например, на вечерних посиделках в это время могли петь довольно вольные и даже грубые песни: очень популярной была тема молодости, высмеивающей старость. Могли посмеяться и над церковью:

Поп попадью
Переделал на бадью,
А дьякон дьяконицу
Переделал на сахарницу.

Ох, грешно.

Но самым главным и грешным действом было, конечно, ряжение. Надеть маску, считали в народе тем же, что "надеть личину чёрта".

Рядиться могли пугалами и чертями, горбатыми стариками, цыганами, могли просто надеть маску и свою одежду наизнанку, главное - общий вид должен был вызывать в зрителях сочетание смеха и страха. Не зря вторую половину святочных вечеров называли "страшными вечерами".

Почти всегда водили с собой "козу". Козой наряжался один из парней - пара тулупов наизнанку, один на торс, другой на ноги, на лице маска, на голове шапка с рогами из соломы. Иногда козу водил "дед" в маске из березовой коры.

Именно коза у многих земледельческих народов была символом плодородия. Фавны и сатиры - полулюди-полукозлы - принадлежат тому же древнему культу. Одна из наших самых распространённых святочных песен:

Где коза ходит,
Там жито родит.
Где коза хвостом,
Там жито кустом.

На севере чаще это была не коза, а лошадь, а сам обряд назывался "кобылку водить". В песне тоже могли менять слова, "где конь хвостом - там жито кустом". Кобылка - это два парня, накрытых попоной, передний держит вилы, к которым крепится голова.

Иногда водили и "быка" - парня под покрывалом и с глиняным горшком, из которого торчали бычьи рога. Его основной задачей было бодать девок, причем так, чтобы было "не только больно, но и стыдно".

Коза, конь, бык - все эти животные были символами плодородия в языческом культе. Ведь с самого появления земледелия люди воспринимали землю как женский организм. В русском языке до сих пор сохранилось клише "мать сыра земля". А урожай -это её разрешение от бремени (не зря слово "урожай" происходит от глагола "рожать").

И понималось это буквально. А раз буквально, то всем известно, что матерью не становятся просто так, для этого нужно совершить определенные действия. И как нет стыда в материнстве, так нет стыда и в этих действиях.

Поэтому чтобы помочь земле с зачатием, их тоже выполняли.

Например вот, пытались передать плодовитость от животных земле, водя коз, коней и быков и исполняя соответствующие песни.

Так же поступали и с человеческой плодовитостью. Можно предположить, как именно выглядел этот культ на заре, если его осуждали за "отрокам осквернение, а девкам растление". Обряды, сквернословие, шутки, игры - всё это должно было пробудить землю, обязательно под взрывы хохота.

Вот, например, ещё святочная песенка:

Ах ты, хрен мой, хрен,
Дорогой мой хрен!
Что не я тебя сажал,
Что не я поливал.
Хрен сам взрос,
Сам кореньица разнес.

Игры тоже должны были поспособствовать плодородию.

Например, игра в "кузнеца". Она заключалась в том, что полуголый парень, в одних портках, с нарисованными на теле пуговицами, хвастает, что умеет "старых на молодых переделывать". После этого ряженый "старик" уходил под полог, где было устроено нечто вроде наковальни, там он сбрасывал маску и выходил молодым.

Интерес игры состоял также в том, что при каждом ударе у "кузнеца" сваливались портки, и он оставался совершенно обнажённым. Переделав всех стариков на молодых, кузнец обращался к девушкам, предлагая им что-нибудь сковать. Девушки расплачивались поцелуями, а кузнец старался их при этом вымазать сажей. Кузнечные мехи изображались другим человеком, который ложился на спину. Кузнец двигал его ноги взад-вперед, когда "ковал".

Только представьте, как это выглядело со стороны!

Участников могли называть:

  • "кудесники" (или "колдуны")
  • "халявы" (то есть "неряхи", "растрепы" по Далю, это такой же эвфемизм, как слово "нечистый" про чёрта)
  • "окрутники" (от "крутить", как "оборотень" от "оборачивать")
  • "ряженые" (самое понятное, от "рядить", "наряжать", и, кстати, это слово имеет тот же корень, что и "обряд")

Эти названия говорят о том, что в представлении народа надеть маску, хотя и было абсолютно греховным мероприятием, как бы давало сверхсилу, превращало в колдуна.

Теряя человеческий облик, ряженый оказывался вне человеческой морали и вне времени. Маска давала свободу для таких действий, которые в другое время считались бы распущенностью или развратом.

А разврата хватало, хотя со временем настоящий разврат трансформировался в фривольные игры и шутки, потому что понятия пристойности не могли не влиять и на традиции. И духовенство продолжало считать их бесовскими. Но всю скабрезность и "дикость" объясняет происхождение этих традиций из языческого культа плодородия.

До 16 века этот культ ещё соблюдался практически в полной мере, а вот после начал стремительно угасать. Сначала он стал слишком диким для образованных городских жителей, да и священники называли его "бесовщиной". Потом и сами деревенские стали воспринимать его как нечто наказуемое. Поэтому продолжали, но реже и тише. А после завершения святок совершали "очистительные обряды".

Основная форма очистительных обрядов - купание, омовение. Поэтому самые ярые участники игрищ, особенно те, кто носили маски и были ряжеными, окунались в прорубь. Это называлось "смыть личину беса".

А идеи христианства удачно наложились на древний обряд. Да и сама идея крещения водой - вполне могла, как и всё, что мы имеем сегодня, выйти из языческих обрядов очищения и просто в какой-то момент пойти своей дорогой.

При этом иронично, что до революции это действительно затрагивало лишь тех, кто очищался после святочных ряжений, а с 80х годов ХХ века внезапно захлестнуло огромные массы народа. Как будто после десятилетий атеизма хотели в пику советской идеологии сделать что-то религиозное... а попали в язычество.

______________________

С одной стороны, непонятно, какую "личину беса" смывают люди сегодня. А с другой, наверное, каждому есть, что смыть. Лишь бы здоровью не вредили, что ли.

А вы купались? Как относитесь к этой традиции?

Пост написан на базе великого о Проппа, а именно, книги "Русские аграрные праздники".

instagram.com/lang_witch_ | t.me/lang_witch