(1828-1889)
«Жизнь так широка и многостороння, что в ней человек почти всегда найдет досыта всего, искать чего чувствует сильную и истинную потребность»
Н. Г. Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 г. в Саратове. До 14-летнего возраста учился дома под руководством своего отца – Г. И. Чернышевского, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
В эти годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия, — убеждённый революционер- демократ, социалист и материалист.
Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе.
В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус.
Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках».
В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855—1862 годах являлся фактически руководителем журнала наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым.
10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.
В 1860-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы русского философского материализма. Главное философское сочинение Чернышевского — «Антропологический примат в философии» (1860). В нём изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистического монизма.
В связи с отменой крепостного права в 1861 г. деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах, крайнюю напряжённость. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», Чернышевский является его несомненным вдохновителем.
12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».
В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.
В 1863 году во возобновленном журнале «Современник» был напечатан роман «Что делать?», написанный Чернышевским, находившимся под арестом в Петропавловской крепости.
7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.
Был отправлен в Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, по окончании семилетней каторги его переводят в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.
В 1883 г. Чернышевскому дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань.
Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября 1889 года был похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.
Основные работы Н. Г. Чернышевского
- «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855)
- «Характер человеческого знания» (1855)
- «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858)
- «Антропологический принцип в философии» (1860)
- «Что делать?» (1862–1863)
- «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь» (1888)
Список очерков о философе
- Складывание философских взглядов
- Общие взгляды
- Антропологический принцип в философии. Ч. 1
- Антропологический принцип в философии. Ч. 2
- Антропологический принцип в философии. Ч. 3
- Антропологический принцип в философии. Ч. 4
- Антропологический принцип в философии. Ч. 5
- Антропологический принцип в философии. Ч. 6
- Эстетика. Ч. 1
- Эстетика. Ч. 2
- Эстетика. Ч. 3
- Эстетика. Ч. 4
- Эстетика. Ч. 5
- Эстетика. Ч. 6
- Социально-политические взгляды. Ч. 1
- Социально-политические взгляды. Ч. 2
- Социально-политические взгляды. Ч. 3
- Социально-политические взгляды. Ч. 4
- Теория развития. Ч. 1
- Теория развития. Ч. 2
- Взгляд на историю России
- Письма без адреса. Ч. 1
- Письма без адреса. Ч. 2
- Характер человеческого знания. Ч. 1
- Характер человеческого знания. Ч. 2
- Что делать. Ч. 1
- Что делать. Ч. 2
- Что делать. Ч. 3
Ознакомиться с очерками о философе - тут
Расширенный список русских философов: перейти