Найти тему
Скальды чешут скальпы

Королевские мушкетеры: Чему и как гасконского кадета учили в школе

Продолжение. Начало цикла здесь.

Представьте себе, что вам от 17 до 20 лет. Вы гасконский дворянин, и не просто, а второй, а если и нет, то точно не первый сын в семье. В общем, вы не рассчитываете на наследование майората. То есть земли, замка или того, что называется "родовым гнездом", как бы оно не выглядело.

Хотя обычно для провинции того времени, а тем более для Гаскони, это одноэтажное здание в той или иной степени обветшалости. В лучшем случае в доме с десяток помещений, а вокруг хозяйственные строения и скотный двор. Ваш обычный день нередко мало чем отличается от дня пусть и зажиточного, но крестьянина. Пахать, может, и не пашите, но от зари до заката в поле, а если нет, то на местном рынке.

К примеру, торгуете вы свою курицу. Торгуете и имеете уважение. Имеете его хотя бы потому, что вы со шпагой на перевязи. Ведь вы дворянин. А что должен делать шевалье, когда ему семнадцать и больше, а владеть ленным поместьем "не светит". Правильно, стать дворянином шпаги и служить королю. А где мечтает служить гасконский аристократ? Тоже верно, в гвардии. И не просто, а в Королевских мушкетерах.

... в гвардии и не просто, а в Королевских мушкетерах...
... в гвардии и не просто, а в Королевских мушкетерах...

Если при Людовике XIII в гвардейцы зачисляли лишь опытных бойцов, как офицеров, так и рядовых, а в роту мушкетеров - только отслуживших некий срок в гвардии, то постепенно вакансии в элите элит стали занимать молодые дворяне, отличавшиеся разве что доблестью своих предков, но никак не имеющие собственного армейского опыта.

Конечно, каждый отпрыск "голубых кровей" так или иначе, но владел некими азами фехтования и верховой езды. Если вы, как мы помним, гасконец из провинции, то почти наверняка вашим учителем был только отец, не меньше, но и не больше. Ну, может, частные уроки давал сосед, ветеран или отставной солдат, живущий у вас на правах слуги.

В Париже и иных крупных городах буквально "нарасхват" были сертифицированные учителя и школы профильных навыков, не говоря уже о казенных академиях, где обучение носило системный характер. Учителями, преподававшими где бы то ни было, нередко становились дворяне, что, конечно, входило в разрез с сословным кодексом аристократии, так как сие занятие было ремеслом, а значит, уделом третьего сословия.

Однако армейская служба - занятие, несомненно, достойное для шевалье, далеко не всегда приносила соответствующий доход или обеспечивала содержание, достойное высшим постам карьерной лестницы, хотя бы потому, что на той лестнице вообще тесновато.

Тогда для многих, во всяком случае, тех, кто не погиб в постоянных войнах и еще более многочисленных дуэлях, умудренных походами и сражениями, ветеранов благородного происхождения, преподавание воинского мастерства, в первую очередь фехтования, верховой езды и владения огнестрельным оружием становилось жизненно необходимым занятием.

Кроме того, это был путь для бывших военнослужащих, получивших дворянство за заслуги на военном поприще, ведь рассчитывать на родовые поместья им не приходилось. В 1656 году Людовик XIV издал эдикт, согласно которому были возведены в дворянство шесть мастеров из числа преподавателей искусства фехтования.

...буквально "нарасхват" были “сертифицированные” учителя и школы профильных навыков...
...буквально "нарасхват" были “сертифицированные” учителя и школы профильных навыков...

Каким бы путем не пришел ваш учитель к сему ремеслу, а мы не забываем о своем на сегодня гасконском происхождении и стремлении попасть в роту Королевских мушкетеров, но выглядел он примерно одинаково: штаны до колен, чулки, после, башмаки с массивными каблуками и на такой же мощной подошве. На руках перчатки с раструбами и обязательно защитный кожаный нагрудник.

Несмотря на то, что улицы были полны мастеров не только в Китае, но и во Франции, преподавать могли далеко не все нуждающиеся в этом виде заработка. Так или иначе, но необходимо было получать разрешение, арендовать помещение и платить налоги.

Отсюда возникало не желательное для дворян сходство с третьим сословием. Аристократия, относящаяся к второму, от податей была освобождена. В общем, по разным причинам легализоваться в качестве учителей фехтования желали не все мастера. Этот рынок находился, что называться в серой налоговой зоне.

В XVII веке на двадцать тысяч жителей Парижа приходился один официальный мастер преподавания искусства шпаги, к концу XVIII века - один на тридцать тысяч. Остальные работали не то что бы подпольно, но требованиям закона соответствовать не хотели, а к сбору податей власти относились щепетильно. Отсюда конспирация и конфликты.

Несколько проще было в провинции. Тех, кого не принял Париж, ожидали на местах, где желающих обучиться держать шпагу всегда было в достатке. Существование нелегального рынка услуг, как правило, служит почвой для преступности.

Так, в столице и на периферии не было недостатка в псевдомастерах фехтования, собиравших обильный урожай с доверчивых неучей. И все же легальные школы не пустовали. Давайте посетим одну такую. Тем более что наше желание быть Королевским мушкетером не утихает, продолжает зудеть. Даже на столь узких и запутанных улочках любого города позднего Средневековья и раннего Нового времени.

Узнать ее довольно легко. По обязательной, утвержденной государством вывеске, на которой изображали руку в перчатке или без, но сжимающую шпагу или рапиру. Располагалась она на первом этаже здания, как правило, жилого, и состояла из просторного зала с земляным полом и максимально возможным количеством окошек, сквозь которые проникал в помещение свет.

Искусственное освещение, даже в виде свечей, ламп, а тем более факелов, обходилось дорого, а потому занятия проводились в светлое время суток. Ведь мы с вами гасконцы, а значит, небогатые провинциалы, и можем позволить себе самую расхожую школу и наиболее доступного мастера.

Из мебели чаще всего был стул для преподавателя, деревянный козел ну максимум два - три для обучения фехтованию верхом, подставка для оружия и деревянные мишени на стенах для отрабатывания выпадов и уколов.

Нередко в этом же зале этот же мастер обучал танцам, столь необходимым для любой карьеры того времени. Мы же не против англеза или менуэта? Если амбиции не позволяют, а фантазия, наоборот, пределов не имеет, то попробуем представить себя потомками более состоятельного дворянского рода. Тогда нам в другую школу, в другом квартале.

Нас ждут окрестности Лувра, Пале - Рояль, остров Сен - Луи и Сен - Жермен. Это сейчас там живут, мягко говоря, не совсем привычные нам французы, а тогда - самые что ни наесть отборные. В общем, аристократия высшей пробы.

В этом случае школа фехтования расположена в помещении, специально для того построенном, где все тонкости и необходимости учтены, вплоть до танцевальных залов, небольшого винного погребка и даже зрительской галерки.

На уроки мастеров, что обучали в этих школах, приходили зрители, а уж посмотреть на учебные поединки было расхожим развлечением для эпохи, не знавшей не то что интернета, так и кинотеатров тож. Здесь плата за обучение была солидной, а порою так просто обременительной, но главное - престижной.

Так, в XVII веке известны платежи не меньше трех ливров в месяц, и это помимо немалого вступительного взноса. А жалование рядового полка Королевских мушкетеров составляло 300 ливров в год.

Солидная школа и соответствующая реклама.
Солидная школа и соответствующая реклама.

Известны случаи, когда один урок обходился в два ливра и более, то есть почти столько же, сколько стоил месяц добросовестной учебы в обычной школе фехтования. Порой цена доходила до четырех ливров, и даже это не предел. Насколько добросовестно отрабатывали мастера шпаги такие гонорары, сказать сложно. Вернее всего об этом говорила продолжительность жизни ученика.

Расходами на обучение кичились не меньше, чем результатами, а имена учителей и названия школ были на устах не только мужественных, но и женственных. Однако серьезные люди, в том числе и обладавшие достатком, предпочитали скрывать уровень усилий, затрат и мастерства фехтования, как бы те ни были велики.

Каким бы секретным уколам и ударам их не обучали, лучше было об этом помалкивать. Ибо это был удел шарлатанов, с одной стороны, и легковерных неучей - с другой. Знающие и умеющие понимали, что для мастера фехтования их просто не существует. А те, кто рассчитывал на особую технику, всерьез не воспринимались. А если наоборот, то хвастались они недолго.

По-настоящему надежным были упорный труд, любознательность, неожиданность и нестандартность решений, принимаемых в конкретном поединке. Так, в школах, к примеру, не обучали рубящему удару шпагой. При определенных условиях такой удар мог прослыть секретным.

Конечно же, в обучении шли, как и положено, от простого к более сложному. Начиналась учеба с разрабатывания кистей рук, тренировки ног, технике выпадов, правильному повороту шеи и всего тела, а затем упражнений у стены, отрабатывая точность движений при выпадах и уколах. Огромное значение уделялось позиционированию ног и, соответственно, всего тела.

...Огромное значение уделялось позиционированию ног и соответственно всего тела...
...Огромное значение уделялось позиционированию ног и соответственно всего тела...

После азов переходили к осваиванию кварт, терсий, выпадов, парадов и иных движений, ударов и видов защиты. В конце каждого занятия учиняли поединок с учителем либо между кадетами одного уровня мастерства или разного, в зависимости от целей и задач занятия.

Если мы с вами по-прежнему хотим стать Королевскими мушкетерами, то нам придется не только упражнять руку и отрабатывать позиционирование ног, но и читать. Успокойтесь, не много, но придется. Теории фехтования посвящали свои труды лучшие умы эпохи, и не одной.

Так, один из теоретиков научного фехтования, а именно отец Мерсенн заметили, отец, да он лицо духовное, консультировался с самим Рене Декартом, кстати, бывшим офицером и известным дуэлянтом о научном обосновании того или иного воздействия шпаги на шпагу и рапиры на рапиру. Да и сам великий философ и математик отметился трактатом Искусство фехтования.

Должен предупредить, что большую часть времени молодые гвардейцы, а тем более мушкетеры, проводили не в тавернах, что бывало не у публичных женщин, что тоже случалось, а в школах, манежах и на плацу. Тренироваться приходилось постоянно. Как в пешем строю, так и конном.

Ведь рота, а потом полк Королевских мушкетеров был своеобразным спецназом своего времени. Они выполняли функции как легкой кавалерии, драгун, так и собственно пеших стрелков. А потому обучаться приходилось долго и многому.

Зачастую на занятиях присутствовал король. Особенно часто тогда, когда он или они были капитанами роты Королевских мушкетеров. А это значит, что форма одежды была парадная.

Да к тому же обычная для любой армии профессиональная учеба превращалась в некое представление. Ведь с монархом прибывала свита. Постепенно подготовке всей гвардии и тем более ее элиты, начали придавать еще более важное значение. Обучение в специально созданных академиях учредили обязательным.

И если не иссяк тот дивный пыл, что двигал нас, тех, что сегодня молодые гасконцы, стать Королевскими мушкетерами, то продолжим наше обучение в следующих публикациях, посвященных этой теме.

Продолжение здесь.

-5