В конце прошлой недели американские СМИ (NYT, Politico) в очередной раз писали о Большой сделке Google и Facebook. Суть скандала — договорённость между компаниями, призванная сохранить практику продажи рекламных площадей на сайтах через Google.
Интернет-издания пытались наладить продажи через альтернативные ресурсы, а Facebook обвиняют в том, что он помогал Google подавить это сопротивление. А значит участвовал в картельном сговоре. Таковым его считают генеральные прокуроры 10 штатов, подавшие иск против компаний ещё в декабре 2020 года.
«Google имеет секретную сделку с Facebook под названием «Jedi Blue», которая, как они знали, была настолько незаконной, что в ней есть целый раздел, описывающий, как они будут прикрывать друг друга, если кто-нибудь о ней узнает», — говорится в исковом заявлении, к рассмотрению которого суд приступил в январе.
Также прокуроры обвиняют поисковик в стремлении превратить интернет в «огороженную среду», в том числе с помощью принудительного входа в браузер Chrome, в фальсификации торгов на рекламных биржах, инсайдерской торговле. Жаждущим подробностей: полная версия, краткая версия.
Битва предстоит нешуточная: выручка Meta Platforms Inc (Facebook, Instagram) только в РФ за прошлый год оценивается почти в 40 млрд руб. У Google — более 144 млрд руб. Если же брать мировой масштаб, что Alphabet (Google) только за II квартал 2021 года заработала почти 62 млрд долл, 80% его составляет как раз реклама. И это не считая рекламы Youtube (ещё +7 млрд долл за тот же квартал).
Хотя вряд ли основная претензия прокуроров к Google и Facebook именно в монополизации. G20 уже не первый год пытается заставить цифровые корпорации платить налоги. А те в ответ не менее успешно от этого увиливают. В итоге, как в случае с гангстером Аль Капоне, их судят хоть за что-нибудь, что удастся доказать в суде.
#РепортёрНовости