Найти тему

Мы все любим Золушку, но детей воспитываем как мачеха дочерей

За всё время воспитания детей я поняла, что к идеалу стремиться — значит угробить не только свою жизнь, но и всей семьи.
Мне важнее были векторы, какие-то основные направления, и в воспитании дочерей я выбрала: доброту, заботу и искренность.

Я не ограждала всех детей от домашнего труда, но что касается дочерей, то в их воспитании я делала акценты на определённых качествах. Потому что считаю, что от понимания женщиной своих потребностей и умения чувствовать окружающих зависит очень многое. Как выстраивание своего мира и быта, так и карьеры. И тут речь не о подстраивании себя в угоду другим. Мы все вкладываем в слова свои смыслы, поэтому я поясню, что имела ввиду.

Забота — это умение понимать потребности окружающих, предвидеть ситуации и не навязывать своё виденье

Такая способность строится из умения наблюдать за людьми и слушать их. Чтобы знать, как заботиться о человеке, нужно знать, кем человек является, что предпочитает и прочее.

Позднее стала обсуждать с ними прошедший день, рассказывала, что происходило у меня, слушала рассказы детей. Тут главное не обесценивать их трудности и переживания. Из разряда: ты еще маленькая, какие у тебя проблемы могут быть?

Многие говорили, что я навешиваю свои проблемы на детей, лишаю их детства. Но тут я поясняю, что, разумеется, выговариваться не как у психолога надо. Просто я рассказывала о происходящем, делая скидку на возраст, с каждым годом раскрывая ситуации всё с новой и новой стороны.

В детстве это были рассказы о домашних делах, о распорядках дня взрослых.

-2

Я рассказывала это так, чтобы детям было понятно, без лишних подробностей.

Мы часто, когда гуляли или шли куда-нибудь, играли в игру. Наблюдали за людьми и рассказывали свою теорию о том, кто они, как живут. Старались подмечать разные детали, чтобы сложить пазл и разгадать. Уже потом дети пошли дальше и, когда играли, могли после подойти и спросить у человека, кто он по профессии, чтобы узнать, угадали ли они в этом пункте или нет.

Иногда такая игра принимала необычный ход: дочери могли пойти купить кому-то еду или помочь группе туристов добраться до нужного пункта в городе, даже как-то проводили экскурсию для гостей города, случайно ввязавшись в ситуацию.

Доброта — это стремление помочь, не ожидая благодарности

Говорят, что это врождённое качество человека, и им мы либо обладаем, либо нет. Но я считаю, что воспитать можно любой навык, в том числе и быть добрым к себе и окружающим.

Один добрый поступок повлечёт за собой следующий. Конечно, не обязательно сразу. Но если не переставать вносить часть добра, то перемены будут.

-3

На примере печенек: я часто пекла, когда дети были маленькими, и приглашала детей мне помогать. Делать узоры из теста, складывать фигурки у них не получалось, поэтому я упрощала процесс: мы делали просто шарики, вместо сложной лепки, или вырезали одинаковые фигурки с помощью форм. А когда они подрастали, то уже учила их своим навыкам полностью. И так было во всём: уборка, прогулки, учёба.

-4
Была интересная ситуация, которую я часто рассказываю. Алиса и Кира, мои старшие дочери, учились в разные смены. Кира вставала рано и часто не заправляла кровать, хотя дома было правило о обязательном опрятном виде комнаты и кровати, в частности. Алиса, просыпаясь, заправляла обе кровати и потом уходила в школу. Она не говорила об этом никому, просто так делала.
Однажды, когда Кира в очередной раз вернулась домой, я похвалила её за то, что она, несмотря на ранний подъём, заправляет свою кровать и делает это тихонько, чтобы не будить сестру.
Кира сначала промолчала, но на следующее утро я увидела на столе конфету с запиской: Алисе (я давала детям иногда сладости в небольшом количестве в школу: пару конфет или шоколадку). Заметив такой жест, я тоже промолчала.
Так продолжалось неделю: Алиса всё так же заправляла обе кровати, Кира оставляла для Алисы то сладости, то лишний бутерброд. А через неделю Кира подошла и сказала, что я зря её похвалила, ведь это не она убирает кровать, но теперь подумала и станет сама разбираться со своими вещами и обязанностями. Я же просто сказала, что горжусь тем, что она рассказала мне правду.
Конечно, время от времени кровать всё же была не заправлена, и не только у неё. Но история ведь совсем не об этом. Фото автора. Алиса и Кира сейчас
Конечно, время от времени кровать всё же была не заправлена, и не только у неё. Но история ведь совсем не об этом. Фото автора. Алиса и Кира сейчас

Искренность — это способность рассказать о своих мыслях и намерениях, без стремления оскорбить или унизить, понимая границы другого человека

-6

На начальных этапах, когда дети ещё маленькие, принцип был, как и в «Мозговом штурме» — никакой критики и негатива. Я только уточняла, что именно они хотели сказать.

Со временем могла вносить какие-то правки в речь, просила подбирать разные синонимы или описывать свои чувства и состояния более подробно.

Умение говорить нужно не только, чтобы передать знания о себе, но и чтобы понять других. Интересно, что упражнение это перекочевало потом и в учебный процесс, отражаясь в пересказах книг, размышлениях о поведении одноклассников и учителей. Плюс, когда умеешь рассказать сразу о том, что беспокоит, то это не переходит в скрытый конфликт, тревожность и ложь.

Алиса увлекалась изучением вин во Франции с точки зрения истории, особенностей вкуса и процессов приготовления. Она не стала дегустатором и пьёт вино только по праздникам, но, видимо, знания сказались.
Когда нас пригласили на званый ужин, глава семьи, будучи коллекционером вин и владельцем винного погреба, зная, что Алиса изучала этот напиток, попросил её попробовать вино, которое он приготовил для вечера, оно было каким-то особенным. Алиса сделала пару глотков и сказала, что вино испортилось, или хозяина обманули при продаже. Все сразу засуетились. Хозяин вечера тоже сделал глоток и сразу ушёл.
К дочери стали подходить гости и говорить, что это неучтиво и нужно было промолчать, но потом выяснилось, что винный шкаф сломался, и поэтому вино действительно испортилось. Алису же поблагодарили за то, что сказала честно, и напиток успели поменять до прихода всех гостей.
Вспоминает Алиса: «Я потратила много времени и сил на изучение. А когда наступил момент не побоялась применить знания, хотя могла ими не пользоваться».
-7

При исключениях, когда это может повлечь за собой более серьёзные и негативные последствия.

Ведь если человек не знает, что вы чувствуете или думаете, то не сможет исправить ситуацию или понять причину ваших действий. Мы не обладаем способностью читать мысли, поэтому проще научиться их выражать.

Подытожим ошибки мачехи Золушки

Стремление лишить невзгод, подостлать солому и оградить ребёнка часто оказывает медвежью услугу. Дети не видят ценности в труде родителей и их заботе о них. Тем более в таком формате забота родителей приобретает болезненный характер. Здоровая забота включает искренность.

Мнение Алисы, старшей дочери, 26 лет:
«Из-за того, что мама постепенно нас посвящала в трудности, не боялась давать ответственность и возможность ошибиться, мы смогли влиться в жизнь дома и родителей. Всегда знали, в каком состоянии семья, что мы можем сделать, а что — нет.
Искренность давала нам отсутствие иллюзий о родителях и жизни, а доброта помогала это пережить))»
  • А какие ценности в воспитании дочерей вы считаете наиболее важными?
  • И как их прививаете? Расскажите в комментариях.

Если вам важно обсудить, чему полезно обучить ребёнка, подписывайтесь на наш канал!

-8

Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Все знакомые утверждали, что в разводе я не воспитаю сына мужчиной

Дал подростку задание, пришёл с работы — ничего не готово. Как уйти от неусыпного контроля к выполнению договорённостей?

Как научить детей добровольно вкладываться в дела семьи