Самым богатым американцем в истории по праву считается Джон Рокфеллер. Его имя известно всем. А вот на втором месте располагается человек, который в нашей стране не особо известен — Генри Клей Фрик.
Фрик — угольный и стальной магнат, сумевший сколотить состояние в 225 000 000 долларов. И эта сумма в начале прошлого века была поистине колоссальной. Как и любой другой миллионер, Фрик являлся противоречивой фигурой. Современные историки окрестили его «самым ненавидимым человеком в Америке» и «худшим американским управляющим всех времён». А всё потому, что Генри крайне жёстко руководил своим бизнесом, вызывая ненависть и рабочих и профсоюзов. С другой стороны, он жертвовал внушительные суммы на благотворительность и строил больницы для бедных. И не афишировал это. О многих добрых делах стало известно лишь после его смерти.
В 1871 году Генри вместе с парой родственников основал свою первую компанию — «Frick Coke Company», которая занималась превращением каменного угля в кокс. Поскольку печь была всего одна, а владельцев много, то ни о каких солидных доходах не шло речи. И Генри это не устраивало. Он хотел большего и пообещал сам себе, что к 30-ти годам станет миллионером.
Спустя несколько лет Генри отважился на серьёзный поступок — взять кредит. Полученные деньги позволили ему выкупить компанию, расширить производство и нанять тысячу новых рабочих. И дело пошло. В тридцать лет Фрик стал миллионером, а его компания почти полностью контролировала добычу угля во всей Пенсильвании.
1881 год оказался для Генри богатым на события. Он женился на Аделаиде Чайлдс, а также познакомился с Эндрю Карнеги — успешным бизнесменом и миллионером. Компании Фрика и Карнеги начали плодотворное сотрудничество.
В 1882 году терпение рабочих металлургического завода «Homestead», принадлежавшего Фрику, лопнуло. Началась забастовка, которая быстро переросла в кровопролитное столкновение с применением оружия. Люди требовали от Генри улучшений условий труда, но тот решил максимально быстро и жёстко подавить забастовку. Произошло несколько стычек рабочих с охраной. Затем была подтянута армия, которая и сумела навести порядок. По официальным данным, тогда погибло 9 рабочих, по неофициальным — гораздо больше. Естественно, все осудили действия Фрика. А для профсоюзов он стал главным врагом.
Тиран-коллекционер Фрик
Генри Фрик не складывал яйца в одну корзину. Он основал компанию по производству кокса «H. C. Frick & Company», руководил «Carnegie Steel Company», а также поучаствовал в появлении одного из крупнейших на то время сталепромышленного концерна «U.S. Steel». Кроме этого, магнат вложил огромную сумму в строительство Пенсильванской железной дороги, а также владел недвижимостью в нескольких городах.
Генри тратил огромные деньги на картины. Причём покупал он, чаще всего, полотна известных мастеров. По мнению Фрика, живопись являлась главным признаком богатства. Особенно, классика. Постепенно коллекция увеличивалась. И специально для картин он приобрёл отдельный дом в Питтсбурге. А затем и вовсе перебрался в Нью-Йорк.
Его коллекция считается одной из лучших. В ней собраны работы Тициана, Рембрандта, Гойи, Ван Гога, Фрагонара, Моне, Эль Греко и других мастеров живописи. И своей коллекцией картин Фрик дорожил куда больше, нежели людьми.
Увлечение Генри ещё больше злило его рабочих. В их глазах магнат был полностью оторванным от реальности и являлся полноценным рабовладельцем. А за жестокое подавление бунта народ хотел мести. И таким «мечом правосудия» стал Александр Беркман. Анархист, для которого месть за гибель девятерых рабочих завода стала главным смыслом жизни.
23 июня 1892 года Беркман сумел прорваться в кабинет Фрика. Несмотря на пулевые ранения, Генри вернулся к работе уже через несколько дней. А Беркмана суд приговорил к 22-м годам лишения свободы. Правда, его отпустили в 1906 году по амнистии, под которую он попал благодаря вмешательству профсоюзов.
В 1912 году Генри вместе с супругой должен был отправиться в плавание на «Титанике». Но из-за проблем со здоровьем Аделаиды путешествие пришлось отменить.
Магната не стало в 1919 году. Его дом, в котором находились картины, он завещал Нью-Йорку. И в 1935 году особняк превратился в музей.