Один из красивейших храмов Петербурга — и такой скорбный... В «Соборе Воскресения Христова на крови» — так он называется — никогда не совершали крещение и венчание, это храм-памятник.
Если бы архитектурный конкурс выиграл не проект Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, а любой другой из представленных, храм Воскресения Христова выглядел бы совсем по-другому. Это не значит хуже или лучше, просто иначе.
Журнал «Зодчий» за 1884 год был издан в виде сборника чертежей конкурсных работ храма, который должен был появиться на месте смертельного ранения императора Александра II.
Кстати, первый этап конкурса был анонимным — для того, чтобы авторитет зодчих не повлиял на мнение комиссии. Работы подавали под условными названиями.
Комиссия победителя выбрала, а вот Александру III ни один проект не понравился. Поэтому объявили второй этап конкурса.
Интересно было увидеть проекты других архитекторов.
Задача для зодчих при отсутствии конкретных требований была совсем непростой. И опять проекты не получают Высочайшего одобрения!
Александр III отмечает совместную работу архитектора Альфреда Александровича Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). По мнению государя, именно этот проект наиболее полно представляет мемориальный комплекс, а не обычный храм. Но нуждается в доработке.
Колокольню планировали на противоположном берегу Екатерининского канала, соединяться с храмом она должна была галереей. Но после доработки проект приобрел привычный нам сегодня вид и получил-таки высочайшее одобрение. О чем есть надпись в левом углу рисунка.
Многие работы архитекторов, опубликованные в журнале, кажутся похожими. Но это только на первый взгляд. Попробуйте внимательно присмотреться — какие они разные, при этом каждый храм красив по-своему!
- Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу» — там есть, что почитать!