Подзаг: «История матери-одиночки, вырвавшейся из нищеты». Это реальная история жизни Стефани Лэнд. По книге сняли сериал: ни одного плохого отзыва не читала, удивлена. Можно, конечно, объяснить. Женщины легко представляют себя на месте героини. Но даже мужчине судьба одинокого родителя, занимающегося выживания ради марганилизированным трудом по уборке чужих домов, видимо, представляется слишком ужасной. Хотя уж в России-то, как мне кажется, каждая третья ради выживания себя и детей делала вещи и похуже, чем (недословная цитата) вытаскивание лобковых волос другой женщины из душевого отверстия. Советское воспитание, при котором каждый труд одинаково важен, просыпалось во мне каждый раз, когда героиня с отвращением вспоминала про сложности своей работы. Но заметим: сама-то я уборщицей никогда не работала, мне ли судить.
Если вы только смотрели сериал, то имейте в виду, сценаристы многие факты изменили, где надо – сократили, что надо – высветили, поэтому сериал нужное впечатление создает. Для начала, убавили главной героине возраст на три года, - в сериале ей 25, в книге на три года больше. Видимо, 28-летняя женщина без образования и опыта работы с ребенком ясельного возраста (девочке не больше трех) вызывает вопрос о том, чем, собственно, она занималась семь лет после окончания школы.
Я посмотрела только первые серии, чтобы сравнить впечатление от книги с сериалом, хотя очень люблю смотреть фильмы по прочитанным книгам. Но уже в начале нестыковок с книгой для создания яркого образа матери-одиночки я нашла достаточно: в сериале она не вызывает полицию, когда сожитель бьет кулаком в стену рядом с ее головой, а в книге – вызывает и полиция встаёт на ее сторону. Другая деталь – поведение родителей. Мать в сериале выглядит практически неадекватной, отец – совершенно равнодушным, бабушек-дедушек не видим вообще. В книге героиня довольно долго живет с ребенком у отца, пусть и в стесненных условиях. Ей помогает, как может, дедушка (временами, стоит признать, скорее мешает, когда привозит ненужное барахло, - но и помогает тоже). Да и мать не такая полоумная, скорее – себе на уме. Но даже в России бабушки не бросают работу, чтобы сидеть с внуками, а уж для Америки это и вовсе дико.
Таким образом, у героини к 28 годам, если взять книгу, - нет работы, нет подруг, она не может опереться на семью. Она решает рожать, а сожитель оказывается скотиной, поэтому ей приходится выцарапывать у государства пособия (и это еще сложнее, чем в России, судя по всему) и работать в самой низкооплачиваемой и неуважаемой сфере, чтобы как-то выжить. Какая удивительная история (пишу это и чувствую себя плохим человеком, которому работать и работать над внутренней мизогинией).
Конечно же, нет. Самое удивительное в «Уборщице» то, что героиня выбралась с самого дна, выкрутилась, выкарабкалась, выжила. Не спилась, не начала употреблять наркоту, не пошла на панель, не покончила с собой и не отказалась от ребенка. Это и есть самое потрясающее... что не отменяет моего мнения: книжка – плохая.
Читать детали быта: от получения пособий и талонов на еду (!) до устройства ребенка в сад – очень интересно.
Тест Бехдель пройдет, моя оценка 5 из 10.