Найти тему
ГлавПахарь

Британская компания JCB спровоцировала негодование российских машиностроителей

Оглавление
Константин Бабкин выказался против допуска к СПИК погрузчиков компании JCB
Константин Бабкин выказался против допуска к СПИК погрузчиков компании JCB

Желание крупного зарубежного бренда претендовать на определенные финансовые льготы в России вызвало ожидаемую волну возмущения у российских производителей спецтехники. Наших машиностроителей, в частности, возмутила инициатива британской компании JCB, одного из ведущих мировых производителей дорожной и строительной техники, участвовать в конкурсе на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК).

Напомним нашим читателям, что СПИК — это способ локализации и стимулирования инвестиций в промышленное производство на территории России. В рамках СПИК, как правило, предусматривается ряд налоговых льгот и других преференций со стороны властей.

Как победа JCB на заключение СПИК в РФ стала камнем преткновения на российском рынке

Негативная реакция со стороны отечественных производителей техники вполне понятна. По мнению экспертов, возможный выигрыш JCB поставит их в заведомо более доминирующее положение на рынке. А такой расклад дел, как говорится, и ежу понятно, что существенно подорвет позиции российских производителей аналогичной техники. Как стало известно, JCB подала две заявки на регистрацию технологий с последующим выходом на конкурсы по заключению специнвестконтрактов. Речь идет о производстве экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков.

К слову, история не нова. О намерении JCB локализовать производство в России посредством СПИК стало известно еще в сентябре 2021 года. Уже тогда ряд отечественных производителей сельскохозяйственной и специализированной техники выступили против.

Константин Бабкин: зачем нужен СПИК в производстве спецтехники?

Естественно, все это время наши машиностроители не сидели, сложа руки. Глава Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин направил письмо в адрес главы Минпромторга, в котором попытался объяснить всю пагубность такого решения, в случае если его примут. В беседе с «Экспертом» он пояснил свою позицию: «Я за нормальные и предсказуемые условия конкуренции. Я не против конкретно JCB, иностранцев и так далее. Мне просто непонятно, зачем сегодня вообще нужен этот СПИК в производстве спецтехники».

Константин Бабкин рассказал, что в России на рынке погрузчиков-экскаваторов и телескопических погрузчиков пока доминируют иностранные производители, и если раньше «у нас до последнего времени просто не очень выгодно было производить эту технику по разным причинам: дорогие перевозки, электричество, кредиты, металл, много проверок и прочее, то несколько лет назад ситуация стала исправляться: Минпромторг начал запускать различные программы поддержки отечественных производителей».

Сейчас, по мнению эксперта, рыночная ситуация наоборот располагает к поддержке отечественных производителей спецтехники, ведь появилось субсидирование скидок и льготного лизинга, промышленные субсидии, поддерживается экспорт.

  • «Странно называть производство машин «технологией». В производстве машины и двигателя используется множество технологий. Странно объявлять конкурс на СПИК на экскаваторы-погрузчики и телескопические погрузчики. СПИК предполагает сниженные требования по локализации и льготы по доступу на рынок и облегченную процедуру получения господдержки. Зачем давать льготы какой-то компании, если машины уже производятся в России без всяких льгот, и планирует производить эти машины Ростсельмаш?».

Константин Бабкин — председатель Форума, председатель Совета директоров Ассоциации «Росспецмаш», совладелец Ростсельмаш

Эксперт считает, что для JCB цена победы огромна, ведь компания уже занимает примерно треть рынка в России, поставляя машины тысячами, а после победы она просто вытеснит с него всех остальных игроков. И печальный пример тому уже есть: это компания «БДМ-Агро» (г. Краснодар), которая при поддержке Минпромторга разработала первый в стране телескопический погрузчик и уже готова была с 2021 года начать его производство. Но из-за недостаточно эффективной защиты внутреннего рынка не смогла довести его до продаж, вернула бюджетные средства и закрыла проект. Тем не менее, Минпромторг России опасений машиностроителей не разделяет. В отраслевом министерстве аргументируют свою позицию тем, что оказывают поддержку всем, кто желает локализовать свое производство в РФ.

Подготовлено по материалам журнала «Эксперт».

А на чьей стороне в этой дискуссионной ситуации Вы? Обязательно поделитесь вашим мнением здесь в комментариях!

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Facebook и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Уважаемые читатели, делитесь с друзьями нашими материалами, делитесь своим мнением о прочитанном и не забывайте поставить ЛАЙК!