Маргарет Тэтчер (Margaret Hilda Thatcher, 1925 — 2013) проработала на должности премьер—министра Великобритании 12 лет, с 1979—го по 1990—й годы.
Однако память о ней не просто теплится, а «живее всех живых». Более трёх десятилетий прошло с момента расставания «железной леди» (iron lady) с постом, а англичане по—прежнему или любят её, или ненавидят. Есть за что!
Тэтчер как объект обожания
Блистательная карьера дочери лавочника из ничем, кроме рождения Исаака Ньютона, не примечательного города Грантем (Grantham) поразила британских обывателей. Фундамент успеха заложил отец (Father laid the foundation for success), требовавший от дочери еженедельного посещения библиотеки.
Половине чтения разрешалось быть беллетристикой. Другая половина обязывалась иметь познавательный характер. Восемь книг в месяц - план, который прилежная девочка нередко перевыполняла.
Университетское образование укрепило характер (University education strengthened character). Оканчивая курс химии в Оксфорде, Маргарет уже возглавляла отделение консервативной партии. Умение мыслить логично вкупе с невероятной целеустремлённостью стало основой личности будущего премьера.
Поднимаясь вверх по служебной лестнице, Тэтчер оставалась женщиной. Чтобы избавиться от налёта провинциальности в одежде, завела знакомство с ведущими стилистами. С подачи Лоуренса Оливье (Laurence Kerr Olivier) получила цикл уроков у ведущего театрального педагога, благодаря чему научилась владеть голосом и говорить с бархатистой внушительностью. Стоматологи выровняли ей линию зубов, и улыбка премьера стала ослепительной.
Ею восхищались! Она же тем временем правила, не слушая криков боли и не обращая внимания на возмущения обывательских масс (She was admired! Meanwhile, she ruled, not listening to the cries of pain and not paying attention to the indignation of the philistine masses).
Тэтчер как объект ненависти
Возглавив страну, Тэтчер получила под своё управление экономику с уровнем инфляции под 30% в год. Мощные британские профсоюзы неустанно заботились... в основном о себе. Бизнес платил огромные налоги. В Северной Ирландии одни христиане убивали других христиан, и никаких проповедей о мире не желали даже слушать.
Первым делом новый премьер-министр запретила вливать бюджетные средства в убыточные предприятия. Безработица скакнула вдвое. Далее госпожа Тэтчер объявила профсоюзам: ратуете за забастовки? Несите ответственность за убытки (Be liable for damages)! Ответом стала годичная стачка, на которую кабинет министров предпочёл не реагировать.
Налоги были снижены до приемлемых 40%. Госпредприятия, выставленные на торги, подверглись приватизации с последующей оптимизацией и итоговым повышением цен на услуги.
Как нарочно, Аргентина вдруг вздумала оккупировать Фолклендские острова (Falkland Islands), принадлежащие Британии и отстоящие от метрополии на 13 тыс. км. Ни секунды не сомневаясь, Тэтчер отправила армаду в 20 тыс. человек, чтобы защитить островных овец и пингвинов от аргентинского нашествия. Простые англичане возмутились: за что должны гибнуть наши мужчины (what our men should die for)?
Отловленные в Ирландии боевики получили пожизненные сроки и объявили голодовку. Сочувствующие возроптали (The sympathizers grumbled), однако Лондон реагировал безучастно. Пожизненно - это ведь до смерти, не так ли? Человек вправе регулировать продолжительность своего заключения...
Итоги тэтчеризма
Наследие Маргарет Тэтчер оценивают как неоднозначное, однако хорошего в нём больше, чем плохого. Уровень инфляции снизился до 2% в год. Количество убыточных предприятий сократилось в разы. Она выступала против вхождения Британии в Евросоюз - и вот он, предвиденный ею Brexit!
Что же до оценки итогов... Через два года после завершения карьеры королева пригласила Маргарет Тэтчер на аудиенцию. Титул баронессы стал признанием «железной леди».