Найти тему
Марина Беликова

Ужасы, грёзы и математика. Разгадываю «Сны в ведьмином доме» Г.Ф. Лавкрафта

Оглавление

Творчество американского Говарда Филлипса Лавкрафта совершенно самобытно. Ему удалось создать нечто удивительное и уникальное, стать родоначальником отдельного поджанра. В своих произведениях Лавкрафт задаёт особый тон повествования, пропитанный парами клубящегося, сгущающегося ужаса перед неминуемым. На мой взгляд, Лавкрафт один из самых ярких авторов прошлого столетия.

Я купила вот такую книгу Лавкрафта, но ещё не читала. Она будет четвёртой в моём списке знакомства с писателем
Я купила вот такую книгу Лавкрафта, но ещё не читала. Она будет четвёртой в моём списке знакомства с писателем

Я решила начать знакомство с Лавкрафтом с романа «Случай Чарльза Декстера Варда». В литературных подборках автора многие называли именно эту книгу. Мои ожидания не были обмануты: "Случай..." показался мне очень увлекательной книгой.

Чуть позже я открыла для себя небольшая повесть «Сны в ведьмином доме», написанная в 1932 году. О нём сегодня и поговорим.

Начало истории:

Уолтер Джилмен не мог сказать, являлись ли его сны следствием болезни или ее причиной. Все происходившее с ним таило в себе нечто ужасное, порочное, наполнявшее душу гнетущим страхом, который исходил, казалось, от каждого камня старинного города, и более всего — от ветхих стен мансарды одного древнего дома, издавна прослывшего в округе нечистым.

О чём рассказ?

Молодой талантливый математик Уолтер Джилмен приезжает учиться в колледж. Он снимает комнату в бывшем ведьмином доме. Давным-давно здесь жила некая Кеция Мейсон, обвинённая в колдовстве и сбежавшая из тюрьмы. На суде она созналась в том, что при помощи особых символов переходит за пределы других миров. В городе Аркхэм об этой ведьме самая дурная слава. Некоторые люди верят, что призрак Кеции Мейсон иногда возвращается в дом и считают это место проклятым…

Старый жуткий дом
Старый жуткий дом

Но Джилмена всё истории совсем не пугают. Он поселился в комнате старой Кеции и даже заинтересовался неевклидовой геометрией и оккультными книгами. Вскоре его начинают мучить ночные кошмары…

Тщательно обдумав свой маршрут, он отважно преодолел семьсот ступеней к Вратам Глубокого Сна и вошёлв зачарованный лес.

Мне понравился неожиданный финал истории. А персонаж Бурый Дженкин – это вообще что-то с чем-то! Однако я не стану спойлерить -- читайте и наслаждайтесь.

Возможно, кого-то может утомить стиль Лавкрафта. Кто-то посчитает текст излишне высокопарным и литературным. Лично мне это кажется достоинством, а не недостатком. Я не разделяю любви современных авторов к упрощённой стилистике, делающей прозу куцей и примитивной. Я люблю «словесные кружева», а также рюшечки, бантики и бархатные одежды с золотой тесьмой. А уж богатая фантазия Лавкрафта – это отдельный разговор.

Интересный факт

Повесть написана зимой 1932 года и впервые опубликована в июле 1933 года в журнале «Weird Tales». По мнению исследователей творчества писателя, значительное влияние на "Сны в ведьмином доме" оказал незавершенный роман Н. Готорна «Септимиус Фелтон, или Эликсир жизни» (изд. 1872).

Фильм

Повесть была экранизирована в 2005 году во второй серии американского телевизионного цикла «Мастера ужасов» (режиссёр Стюарт Гордон). Экранизация гораздо проще и не передаёт жуть оригинала. Рекомендовать не могу, но и отговаривать не буду.

Другие публикации:

Маг. Описываю самое загадочное произведение У.С. Моэма

Байки из склепа: вспоминаю пугающий эпизод про Рождество

Дракула Брэма Стокера: сравниваю фильм и книгу