Мой ребенок сейчас готовится к школе, и одна из проблем, с которой мы столкнулись, это неумение сына слышать фронтальные инструкции.
Что такое фронтальная инструкция простыми словами? Это инструкция, которая адресована не одному человеку, а группе людей. Она противопоставлена инструкции персональной, которая дается ребенку педагогом во время индивидуальных занятий или родителем в общении с ребенком.
Дети с:
- аутизмом;
- синдромом дефицита внимания;
- и просто очень маленькие...
... как правило испытывают сложности в выполнением инструкций, адресованных толпе: "Надеваем шапки и идем гулять...", "Расскажите, каких птиц вы видели на улице", "Сегодня мы рисуем снеговика... Достаньте альбом и краски" , "Что вы думаете о сказке "Синюшкин колодец"?"
Во время персональных занятий ребенок может быть максимально собран, но в незнакомом месте или в классе/садовской группе без персональных инструкций, обращенных именно к нему, Васе или Пете, он легко теряется, "ловит ворон", залипает и даже засыпает )))
Как можно помочь?
1. Работать со слухо-речевой памятью.
- к школе ребенок должен запоминать подряд 6 слов, не связанных по смыслу, например: дом , грач, ботинок, лист, веревка, оса;
- к школе ребенок должен выполнять 4-х компонентные инструкции, типа: "возьми на столе красный стакан и положи в ванну, в синее ведерко" или "дотронься до уха, помаши правой рукой, ляг на пол и поболтай ногами".
Больше упражнений здесь:
Нейропсихолог дала нам список упражнений для улучшения поведения и борьбы с аграмматизмами
2. Работать с реципроктным (взаимным) диалогом.
Вот простое упражнение на реципрок для детей ОНР 2-3:
Преподаватель раздает детям разные карточки или предметы и объясняет задание. Ребенок должен назвать признак предмета на карточке по аналогии с образцом у преподавателя, например, у преподавателя на карточке тарелка, он говорит: "Круг", так как тарелка имеет форму круга, ученик с домиком на картинке должен ответить : "Квадрат", т.к. домик квадратный. Можно выделять любой другой признак предмета (цвет, форму, материал) или несколько. Если задание слишком сложное, можно начать с называния предметов на картинке. Это упражнение полезно для развития диалога и навыка обсуждения материалов на уроке.
3. Ну и самое главное. Навык слушания инструкций тренируется в КОЛЛЕКТИВЕ, где больше 2-х человек, обычно это коммуникативная группа или группа подготовки к школе. Если у ребенка проблемы с улавливанием персональных инструкций, ему нужны тьютер и подсказка.
Дома можно собираться на занятия семьей, давать команды с дистанции 1-2 метра, играть в настольные игры.
4. Если же ребенок все таки сильно отвлекается на обстановку в классе, и не может следить за уроком, его сажают на первую парту, а не на последнюю, куда обычно сбагривают сложных деток. Таким образом, из поля зрения ребенка выпадает "лишний" кусок пространства и преподавание получается как бы персональным.