У государства три пути дальнейшего развития. Очевидно, что выбрано наименьшее сопротивление. Поэтому нет гарантий, что январские события не повторятся, но уже с новой силой.
Стало известно, что племяннику Нурсултана Назарбаева пришлось покинуть должность первого заместителя главы Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана.
Ещё по теме: Три пути Казахстана: что будет дальше
Вслед за ним ушёл с поста председателя местной палаты предпринимателей и зять первого главы этой страны.
Таким образом, отстранение предыдущего правящего клана идёт стахановскими темпами.
Этот процесс широко охватил и силовую, и экономическую сферы.
Никого не удивит, если он коснётся и культуры. Это нормально. Иначе и быть не могло. Особенно в той части азиатских государств, где менталитет отягощён родоплеменной логикой.
Сейчас, если можно так выразиться, история с протестами исчерпана. Теперь идёт неспешное и методичное очищение возвращённого пространства власти и влияния.
А дальше что?
Январские события свидетельствуют о довольно серьёзных проблемах в этой стране. И Казахстан уже не может быть таким, каким он был до беспорядков. Да, их подготовка шла извне.
И, как ни парадоксально, мятеж был обречён на провал даже только потому, что упал на благодатную почву: слишком уж густо всё воспламенилось.
Здесь дело даже не в тяжёлом финансовом положении населения — оно в структуре самой государственности Казахстана, и в том, что за последние три десятилетия было создано на этой территории.
Ещё по теме: Россия обязана выучить казахстанский урок, чтобы не пострадать
После развала Советского Союза там был основан самый обычный квазигосударственный конструкт.
В его рамках местная элита создавала там новую идентичность «титульной нации», идя по самому простому пути, отрицая всё советское и российское.
В параллель прямо «на коленке» местная элита писала «великую историю», создавала «древнюю культуру» и всё то, чего никогда не было.
Аналогичное очень ярко проявилось на Украине. Там тоже было своё «копание Чёрного моря», и даже появился отдельный голодомор.
Казахи, стремительно обретающие "сознательность", охотно делились в соцсетях с ошеломлённой публикой итогами недавних событий.
Раньше мало кто присматривался к Казахстану на этот счёт. И, конечно, подобное не могло не дать результата.
Три пути
Дальнейшее развитие государства зависит от рокировок, которые происходят сейчас в структуре власти Казахстана.
У этого государства три пути. А от выбора зависит будущее не только лишь Казахстана.
Первый путь. Консервация ситуации: с сохранением назарбаевского режима, но с обновлением управляющего звена. Изменится только личность елбасы.
Правда, это самый наихудший из вариантов. В таком случае останется вся эта «многовекторность», русофобия и прочие прелести построения «независимой сознательности» постсоветских государственных новообразований.
Тогда не исключено, что январские события повторятся, но уже с более мощным залпом. И тогда есть риск получить реальный государственный переворот.
Другой развязки у этого пути просто нет.
Второй путь сводится к ограниченной модернизации по типу России — это перебалансировка внутреннего политического устройства с опорой на силовиков. А также поворот в сторону Москвы.
В этом случае придётся вытеснять русофобский вектор. И это уже не украинский, а белорусский вариант.
С одной стороны — будет сохранена власть нынешнего руководства. С другой — существенно затормозится уже стартовавший распад общества. Главное здесь слово — «затормозится».
Тем не менее, это не решит возникшие проблемы, а только отложит их в долгий ящик.
Третий путь — полнейшая перезагрузка государственности Казахстана как действительно многонациональной страны с гармонично сосуществующими общинами: казахской, русской и другими.
Этот путь самый трудный. Однако только он гарантированно ломает никуда не исчезнувший революционный сценарий.
Ещё по теме: Без бумажки ты букашка: что делать, если в России настанет Алма-Ата
Выбор сделан?
Вместе с тем, сейчас очевидно то, что казахское правительство всё же выбрало первый путь. Это стезя наименьшего сопротивления.
Поэтому и в новом правительстве нашлось место не только для русофобии, но и пантюркизму.
И стоит ли тогда рассказывать, что мы всё неправильно поняли, что это последствия первой неразберихи и что дальше всё будет иначе?
Вот когда будет — тогда это и обсудим.
Ясно одно — не надо пытаться за других сооружать очередной «хитрый план» и очередную «многоходовочку» в очевидной ситуации.
Может быть уже сейчас стоит подумать, что нам делать дальше со всем этим "добром"?
Читайте по теме: Казахстан: протрите глаза
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.