Очень часто мамы работают на опережение по принципу «наши дети должны быть лучше нас» и требуют от детей максимума. Максимум этот часто отвечает меркам мамы, а не ребенка. Где же золотая середина?
Если предоставлять ребенку полную свободу, то он часто не чувствует своих истинных границ, его захватывает улица. Если муштровать, то сын или дочь, как правило, вырастают безынициативными. А что важным в воспитании считают родители, дети которых уже выросли и считают себя счастливыми и в меру успешными?
Итак, большинство опрошенных нами мам предлагают, в первую очередь, диалог с детьми.
«Просто делитесь своими переживаниями, говорите о повседневных сложностях и радостях. Вспоминайте свое детство – как в плюсах, так и минусах, как вызовы, так и сложности, и повседневные радости. Такой опыт приземляет».
- Объясняйте, что любой труд – это усилия, любая профессия включает рутину и творчество.
Если профессия по душе, то и рутина не так давит, а наоборот, способна вдохновить.
- Избегайте узкого взгляда на ситуацию.
«У него не очень идет математика, он не гуманитарий, нам не повезло со школой» и т. п. Вспомните Михайло Ломоносова – ни школы, ни репетиторов. Огромное влияние на знания ребенка оказывает все-таки учитель, его методики преподавания, его личная харизматичность.
Сегодня, например, одна из студенток исторического факультета в свое время окончила биофак минского лицея. И любовь к биологии, и любовь к истории определялись наличием прекрасных преподавателей. Если такой «вау»-учитель встретится вам в лице репетитора – все представления о склонностях могут диаметрально перевернуться. Из нематематика получится вполне математик.
- Необязательно из хобби ребенка делать профессию.
Согласитесь, учить истории других и с интересом читать исторические романы – не одно и то же. Но склонности обязательно нужно развивать. Во-первых, полезно иметь хобби, во-вторых, кружки и репетиторы повышают, как правило, самооценку (если нет – вам не нужны такие репетиторы), укрепляют социальную устойчивость ребенка, занимают мятущиеся подростковые души, учат организовывать свое время. Недаром говорят, что порядок у домохозяйки и работающей женщины примерно одинаков. Отличником может быть и сверхзанятый спортсмен, а двоечником – домашний мальчик.
- Не выбирайте факультет по зарплатам своих друзей.
Да, руководители в среднем зарабатывают больше. Но задумайтесь, какое количество выпускников по специальности «менеджер» вообще не смогли устроиться и уж точно единицы сразу стали руководителями. Вопреки стереотипам, не все программисты «много зарабатывают» и даже не все имеют стабильный доход.
- Если есть возможность, при выборе конкретного места учебы оцените преподавательский состав.
Важный критерий – практика работы, места повышения квалификации. Поинтересуйтесь, какое количество выпускников работает по специальности и где, с какими зарплатами. Так или иначе, при выборе вуза постарайтесь договориться и со здравым смыслом, и с желаниями ребенка.
Причем, возможно, именно второе является приоритетом. Большинство успешных взрослых первое образование получали для себя, а вот уже второе – для продвижения в профессии. Пусть ребенок попробует вкус собственного выбора, собственных решений как можно раньше.
Это не значит, что вы должны закрыть рот на замок и воздержаться от любых комментариев. Нет, ребенок всегда нуждается в вашем мнении. Единственное, что из этого мнения нужно исключить, – негативную оценку его самого, его мыслей, действий, выборов.
В народе бытует мнение, что успеха добиваются только дети из элитных семей. И хотя вся история Советского Союза должна была бы опровергнуть этот стереотип, большинство прочат своим детям какой-то близкий к собственному сценарий либо полный антисценарий.
Чтобы успокоить себя, покажите границы, до которых вы готовы его поддерживать. Разделите любовь и потакание, поддержку и содержание бездельника. Если хотите сохранить отношения – отпустите.
Пример из жизни
Мирослава – брестчанка, скромная мама двух сыновей, сегодня живущих в Англии.
Младший – руководитель IT-компании, собственник международного проекта, папа двух дочек. Второй – студент Оксфорда, обладатель полной стипендии на получение степени PhD (доктор наук) и собственник нескольких интересных проектов, в том числе очень известных в Беларуси, папа маленькой барышни. Нам опыт Мирославы интересен как с точки зрения воспитания в целом творческих, целеустремленных ребят, так и с точки зрения воспитания в сложное послеперестроечное время. Мира соглашается на интервью, но просит не указывать ее фамилию – она не видит прямой своей заслуги в достижениях сыновей.
– Мира, как ты считаешь, какую роль сыграло воспитание в том, что твои сыновья добились объективного успеха в той сфере, которой занялись?
– Я считаю, что успеха можно добиться только трудолюбием и творческим подходом к делу. Если детям давать установку сделать работу или выучить урок «от сих до сих», они будут хотеть побыстрее «отстреляться».
Надо находить мотивацию, использовать игровые моменты, какое-то соревнование в работе (если это, например, просто уборка квартиры) Обязательно подводить итоги, хвалить, поощрять.
Ребята научились принимать решения. Скорее, они копировали наши модели поведения, чем как-то прислушивались к моим словам. Я многое делала вопреки течению обстоятельств, общепринятым страхам, и они поступают, как показывает жизнь, так же.
– Какие правила были установлены в доме?
– Одним из основных принципов было проводить как можно больше времени вместе, всей семьей: играть, посещать какие-то мероприятия, городские праздники.
Первое совместное путешествие было – ты не поверишь! – вчетвером на одном велосипеде: папа рулит, мама – на багажнике, дети – на раме. Выехали за город, организовали пикник, поиграли в мяч.
Обязательно читали на ночь детям разные интересные книги.
Папа относился к детям гораздо строже, с детства их приучал к порядку, к самостоятельности, хозяйственности. Организовывал дежурство по неделям. В обязанности сыновей где-то с 7 лет входило обеспечивать, чтобы в доме не заканчивался обязательный минимум продуктов (молоко, хлеб, творог), то есть ходить в магазин, а также мыть посуду (чашки), застилать постель, аккуратно складывать одежду, книги, игрушки, чистить обувь. Если «дежурный» плохо справлялся с обязанностями, дежурил еще неделю.
– А физические наказания применялись?
– Нет, что ты. Ни в коем случае.
– Много ли вы занимались с детьми до школы, делали ли с ними уроки?
– В воспитании мы придерживались принципов раннего развития по системе Никитина. На стене висели буквы, которые дети хорошо знали уже к 2 годам. В 5 лет читали очень бегло, в детском саду «выручали» воспитательницу, читали перед тихим часом другим детям сказки. Уроки с ними не делали, они сами учились.
Единственное, когда стал вопрос о поступлении, я использовала свои знания английского, для того чтобы прогнать их по вопросам и билетам.
С детства папа способствовал и раннему физическому развитию мальчишек: соорудил спортивный уголок с турником, канатом, кольцами. Регулярно занимался с мальчиками, закаливал, играл в футбол, баскетбол на школьной площадке, учил плавать.
– Были ли репетиторы?
– Да, был репетитор по математике. Мальчики учились сначала в музыкальной гимназии, а в старших классах – в лицее с гуманитарным направлением, и я видела, что обучение несколько однобокое, страдают точные науки из-за малого количества учебных часов по математике, физике, химии. Поэтому прибегли к помощи репетитора. Это было очень полезно, нам повезло с репетитором.
– Как вы выбирали вуз?
– Мы сидели, вместе взвешивали, анализировали. Выбирали специальность серьезную, но интересную им, близкую по духу, относительно известный вуз и доступность поступления. В армию идти не хотелось, поэтому один из приоритетов был реальный конкурс. В итоге один сын выбрал юридический факультет. Другой - факультет информационных технологий.
– А когда ты поняла, что ребята самостоятельны?
– Наверное, когда они поехали учиться по обмену. Это было самостоятельное решение, и с него началось их путешествие по миру.
– Почему они решили учиться по обмену именно в Англии?
– К моменту остановки на обучении в Англии они имели опыт обучения и работы в США. Знаю, что они долго анализировали и принимали довольно осознанный выбор: решили, что в Англии им близок стиль образования, в целом стиль мышления.
– Сейчас, когда твой старший сын довольно известен, у него берут интервью, ты гордишься им? Спокойна за него?
– Конечно, мы гордимся, но не хвастаемся. Занимали ли они первые места в турнире по шахматам или в вузе в чемпионате по армрестлингу, сдавали ли экзамены на 5 с плюсом, получали ли гранты в конкурсе 300 человек на место, – у нас как-то всегда вырывалась: «Не обольщайся!» Эта фраза уже стала семейной легендой. Дети только посмеиваются. Делятся успехами и заранее произносят: «Я не обольщаюсь».
Мы нацеливали сыновей не почивать на лаврах. Но всегда переживали за ребят. Вот ждем защиты PhD, но, с другой стороны, кому нужен этот статус? Только нам.
– Как ты думаешь, что помогает ребятам достигать результатов?
– Уверенность в своих силах и способностях, упорство и неординарное мышление, – это было заложено с детства. У нас в доме умеют трудиться, и им это передалось. А с другой стороны, умение идти на риск тоже явно этому поспособствовало. Когда-то я так начинала свой бизнес – вопреки всем страхам.
Ну и умение рассчитывать на себя. Сегодня уже дети предлагают мне продвижение и рекламу моего бизнеса, через их интервью и контакты, но я отказываюсь. Зачем?
Текст: Ольга Павлова-Соколова, бизнес-психолог, руководитель Центра делового роста.
Оригинал статьи читайте на сайте журнала "Город женщин"