Известный журналист Владимир Познер поделился одним личным письмом, которое он получил от своей подруги из Америки. Актриса Филлис Шлоссберг решила рассказать ему свои мысли про старость, в которой она неожиданно оказалась.
Перед тем, как написать письмо, Филлис разговаривала со своей подругой про старость: как с этим бороться, как это принять и как с этим жить.
Её молодая подруга спросила Филлис – а что она думает по поводу старости и что она чувствует. Тогда Филлис Шлоссберг задумалась – стара ли она? Она посмотрела на себя в зеркало и поняла – да, она стара. Но только телом. Её сердце явно не соглашалось на такое определение.
Это письмо полностью охарактеризовало её подход к жизни и к старости. И самое главное, чем оно пронизано – Филлис не хочет назад, не хочет возвращаться в свои молодые годы.
Письмо немолодой женщины
Однажды юная подруга серьёзно спросила Филлис, каково это – быть старой. Сама Филлис была в замешательстве, потому что до этого она не задумывалась над этим вопросом и не ощущала себя старой. Однако, согласилась подумать над этим вопросом и высказать своё мнение.
Затем она очень быстро пришла к заключению, что старость – это Божий дар. Хотя для многих из нас такое откровение является достаточно неожиданным, потому что в уме многих людей старость предстаёт кошмаром.
«Старость, решила я, это дар. Сегодня я, пожалуй, впервые в жизни стала тем человеком, которым всегда хотела быть. Нет, речь не о моем теле, конечно!
Иногда это тело вызывает у меня отчаяние — морщины, мешки под глазами, пятна на коже, отвислый зад. Часто меня шокирует старуха, которая обосновалась в моем зеркале, — но переживаю я недолго.»
Преимущества, которые нашла Филлис в своём преклонном возрасте, были следующие: несколько очень преданных и давних друзей, которых в молодости завести тяжело, но к преклонному возрасту они уже точно являются самыми преданными.
Плюс к этому пожилые люди имеют, по словам Филлис, замечательную жизнь, когда они могут делать, что хотят, и могут посвятить себя любимым занятиям.
Огромным плюсом является семья, которая уже сформировалась у тебя к этому времени. В молодости ты только заводишь связи и организовываешь семью, а к старости ты уже имеешь любимых детей и внуков.
Все эти накопленные радости жизни Филлис никогда в жизни бы не променяла на волосы без седины или плоский живот. Далее она описывает, что подобрела к самой себе и стала более мягкой:
«По мере того как я старею, я стала к себе добрее, менее критичной. Я стала себе другом.
Я себя не корю за то, что съела лишнее печеньице, за то, что не убрала постель, за то, что купила эту идиотскую цементную ящерицу, в которой я абсолютно не нуждаюсь, но которая придает такой авангардный оттенок моему саду.»
В дополнение к этому, пожилая женщина указывает на свободу, которую принесла ей старость. Она может переедать, не заботясь о талии, носить экстравагантные вещи, если хочется. Можно читать до трёх часов ночи, а потом спать до обеда – и никто тебя не будет корить за это, даже ты сам.
Можно вдоволь поплакать над любимым фильмом, потанцевать (даже если сама с собой) под старинную мелодию своей молодости.
Ей наплевать, как она выглядит (уже не нужно замуж или привлекать чьё-то внимание), поэтому можно не комплексовать, даже если купальник старомоден или тесноват.
А когда на неё печально смотрят на пляже с жалостью на то, что некоторые части тела обвисли с годами, она просто не реагирует и смеётся про себя. Люди, которые сейчас кидают эти жалкие взгляды, тоже обязательно состарятся и будут на её месте.
Есть, конечно, небольшие недостатки:
«Иногда я бываю забывчивой, это правда. Впрочем, не все в жизни достойно запоминания — а о важном я вспомню.»
Ей многое пришлось пережить, в том числе и уход своих близких. За всё это она старается благодарить судьбу. Ведь ты никогда не познаешь радости солнечного дня, если не видел дождя и грозового неба.
Старый человек получил благословение с небес, ведь многие уходят, так и не дожив до старости и не познав её. Сегодня Филлис не заботит мнение других.
«Я могу сказать «нет» абсолютно искренне. Я могу сказать «да» абсолютно искренне.
По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним. Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе. Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться.»
И, подбивая итоги, старая леди сказала, что ей определённо нравится быть старой. Ей нравится, что она преобразовалась именно в такого человека. И благодаря наступившей старости она обрела свободу.
Больше она не будет волноваться и переживать из-за того, что не стоит этого:
«Я не буду жить вечно, но, пока я здесь, я не стану терять времени на переживания по поводу того, что могло случиться, но не случилось, я не стану переживать по поводу того, что может еще случиться.
И я буду есть сладкое на третье каждый божий день.»