Здравствуйте, уважаемые читатели паблика #КнигаРастений! Сегодня мы с вами побываем в стране, которая когда-то славилась весёлым нравом тамошних обитателей, ну а сейчас известна в основном тем, что на её территории Питер Джексон снимал свои экранизации саги Толкина. Это Новая Зеландия. Забавный факт: первопоселенцы, которых чаще всего называют маори, были крайне воинственным народом и с телами побеждённых бойцов поступали весьма просто. Они их съедали, приправляя самыми разными пахучими и приятными на вкус травами. Об этих травах мы и поговорим.
Одним из самых полезных растений для каждого маори был подокарп тотара (Podocarpus totara), или тотара. Как и все подокарпы, это однодольное и весьма хвойное дерево приносит плоды на сочной семяпочке. Именно благодаря этой особенности растение и получило своё родовое название, которое переводится как «ногоплодник». Маори и все, кто так или иначе попадал в Новую Зеландию, с удовольствием собирали эти семяпочки, чтобы съесть в качестве десерта, а из красноватой, слегка маслянистой древесины вырезали различные нужные в хозяйстве штучки, начиная от каноэ и заканчивая оружием и шкатулками. Из коры можно сплести клетку для птичек, до которых маори тоже очень охочи, а смолу использовать вместо жевательной резинки, поджидая момента, когда можно кого-нибудь дубинкой по голове огреть.
Следующее дерево называется похутукава, или же метросидерос войлочный (Metrosideros excelsa). Белые поселенцы Новой Зеландии называют его новозеландским рождественским деревом или железным деревом. Рождественским оно прозвано за то, что прекрасные красные или жёлтые цветы осыпают всю крону как раз к Рождеству. Само дерево вполне выносливо, порой отращивает ходульные корни, чтобы крепче цепляться за почву и не падать даже на сильнейшем ветру, но, увы, потихоньку вымирает, потому что те самые белые поселенцы однажды, не подумав, завезли в Новую Зеландию симпатичных австралийских зверьков поссумов (не путайте с опоссумами, пусть они тоже сумчатые). А поссумы, которые не имеют в Новой Зеландии естественных врагов, быстро разобрались в том, что листья похутукавы очень вкусные. Маори же весьма чтили эти деревья, рассказывали о них различные легенды, считая чуть ли не аналогом мирового древа, ну и вырезали из очень твёрдой и прочной древесины оружие - вот потому оно и железное.
Ну а напоследок мы расскажем о дереве, которому порадовался бы любой иезуит или другой любитель выбивать сведения самыми разными путями. Это онгаонга, она же «свирепая крапива» (Urtica ferox). Мифы маори рассказывают, что их могучие предки могли вырвать целый ствол онгаонга и принести его в дом ради того, чтобы все могли полакомиться свежими листьями этой пятиметровой крапивы, но сейчас ни один смельчак на такое не решится.
Онгаонга вся, то есть целиком, покрыта здоровенными, чуть не сантиметровыми жгучими волосками, которые, как и волоски обыкновенной крапивы, по сути ампулы, наполненные до самого горлышка смесью кислот и веществ, которые вызывают сильнейший болевой шок и провоцируют аллергические реакции всего организма. Люди, по случайности или из любопытства вляпавшись в такое дерево, умирают крайне редко, но мучения их неописуемы, впрочем, мучения остальных животных тоже. Маори же нашли способ обработки молодых стеблей и листьев, используя их так же, как многие из нас обычную уличную крапиву.
Можно очень долго и, надеемся, интересно рассказывать об этой стране, но статья не резиновая, потому редакция Книги Растений закругляется, желая вам счастья и удачи в новом году, а также уверяя, что всё самое интересное впереди. Оставайтесь с нами!