Найти в Дзене

Основы создания персонажа книги

Оглавление

Писатели часто слышат в свой адрес упрёк, что их персонажи картонные, не естественные. Как сделать так, чтобы герои книги были настоящими? Перед писателем стоит сложная задача. Героя нужно наделить именем, наградить определенными чертами характера, внешностью, но это далеко не все. 

Давайте разберем пошагово, как же создать яркого живого персонажа.

Имя и внешность

Это самый простой этап. При выборе имени нужно руководствоваться (а) своими предпочтениями и (б) вопросом - будет ли имя играть важную роль в сюжете.

Например, можно придумать герою необычную фамилию Скромный. Это, как мы понимаем, фамилия говорящая. И тут автору нужно задуматься. Нужна ли ему для задумки говорящая фамилия. Может быть, герой как раз-таки будет ее оправдывать, а может, наоборот он будет полной ее противоположностью. Если же такая необычна фамилия пришла автору в голову просто так и не будет никак влиять на характер героя и сюжет, тогда возникает вопрос: зачем она нужна? Почему бы герою в таком случае не быть просто Ивановым или Малининым?

Если героиню вашего романа зовут Илиада, то зачем вам ассоциация с Гомером? Просто так, потому что слово красивое? А почему бы нет? Или всё-таки родители героини помешанные историки, чья страсть к Древней Греции вылилась вот в такое имя для ребёнка?

-2

Внешность героя - ещё одна важная составляющая его образа. 

Как правило, в независимости от жанра внешность описывается всегда. Кто-то делает это подробно, кто-то нет. Если вы как автор не хотите вдаваться в детали внешнего облика, то для себя вы все равно должны понимать: ваш герой высокий или низкорослый, какого цвета у него волосы и глаза, какая прическа, какая фигура, какие черты лица, какая походка. Казалось бы, ну зачем нам походка? А вот нужна же. Ведь если человек ходит стремительно, так, что ветер в ушах свистит, значит, он все время в движении, он все время куда-то спешит, а следовательно - он деятелен.

Если вы награждаете героя какими-то особенными характеристиками, то нужно знать зачем. Если ваш герой хромает, то почему? Если у него шрам через все лицо, то откуда? Нельзя наделять героя какими-то яркими необычными характеристиками (как хромота или шрам) просто так, чтобы было. Просто так может быть большой нос картошкой или отвисшие мочки ушей. А вот отсутствие двух фаланг пальцев предполагает предысторию - что случилось с героем и откуда появилось увечье.

-3

Одежда тоже очень хорошо характеризует героев книг. Однако здесь не стоит вдаваться в излишние детали, но обязательно стоит подумать: предпочитает ли ваш герой строгие костюмы или не вылазит из джинсов, любит ли героиня туфли на шпильках или кроссовки - ее второе я. 

Однажды я в качестве бета-ридера вычитала повесть, в которой автор уделил большое внимание платьям главной героини. Сначала она все время ходила в белом, а в кульминации книги на девушке надето черное платье. Автор очень тщательно продумал переход от белого к черному. В его книги цвет одежды олицетворял изменение восприятия этой девушки главным героем. Цвет был символом. 

Если у вас нет подобной задумки, то вряд ли имеет смысл акцентировать внимание читателя на том, что главная героиня все время носит только красное, потому что у читателя тут же возникнет вопрос: почему? Если у автора не будет ответа на это «почему», то читателю грозит разочарование.

Не забываем о возрасте. Автор не обязан упоминать в книге точный возраст персонажа, но для себя должен знать, его герою 20, 35 или 69 лет.

Прошлое, настоящее и будущее

На первых страницах книги мы сталкиваемся с героем в его настоящем, с тем, какой он сейчас. Но если только ваш персонаж не рождается на первой странице книги, то, значит, у него было прошлое. Оно может быть важно или не важно для сюжета. Но оно должно быть. Может быть, вы никогда не расскажете читателю, как жил и чем занимался герой до своего первого появления на странице романа, но писатель должен понимать, почему этот герой сегодня стал именно таким.

Если вашему герою 45 лет и он одинок, вы должны знать почему. Может быть, он в молодости сильно разочаровался в женщинах и теперь их презирает? Может быть, он всю жизнь прожил у маминой юбки и так и не смог встретить спутницу жизни. Может быть, он вообще нелюдим. 

То, что что у героя за плечами, делает его именно таким, каким он стал сегодня.

Помимо прошлого, герою нужно придумать будущее. Садясь за написание книги, не обязательно иметь план каждого шага, что совершат герои, но, на мой взгляд, обязательно знать, к чему герои придут в конце. То есть нужно продумать их будущее, ведь исходя из этого на протяжении всей книги герои и будут совершать поступки. Если автор не знает, чем в итоге закончится история его героев, то, скорее всего, в сюжете будет много мусора: лишних эпизодов, диалогов и действий, которые в результате окажутся абсолютно бесполезными.

-4

Характер

Нужно ли заранее продумывать характеры героев? Многие ответят на этот вопрос положительно. Я буду на стороне тех, кто скажут, что характер героя формируется по мере написания книги.

Конечно, в начале, когда вы продумали, кто ваш герой сейчас и каким он был в прошлом, в какой семье жил, через какие испытания прошел, сформируются и основные черты: например, автору сразу нужно будет понять, его герой открытый и харизматичный или он «вещь в себе», он вспыльчивый или сдержанный. 

Все остальные характеристики, на мой взгляд, нарастают потом, когда вы ставите героя в ту или иную ситуацию. 

Вам когда-нибудь давали пощечину? Если нет, то вы не знаете, как вы отреагируете. Вы можете только предполагать, что, скорее всего, ответите обидчику кулаком или, наоборот, оробеете и расплачетесь, но вы не можете знать наверняка. На мой взгляд, то же самое и с героями книги. Может быть, ваша героиня робкая тихоня, которая всегда тише воды ниже травы. Но вот она видит, как кто-то пытается похитить ребёнка или убить соседского кота. Как она отреагирует? Может быть, в 99 случаях из 100 пройдет мимо, потупив взор. Но может случиться так, что она бросится на негодяя, как разъяренная кошка, и выцарапает ему глаза. Если это не кульминационный и не переломный момент книги, то лучше дать герою самому решить, как он поступит в такой ситуации. 

Продумывая характер персонажа, не забывайте, что у людей в реальной жизни десятки эмоций и реакций на разные ситуации. Злодей не может быть просто злодеем. Им наверняка иногда владеют и какие-то другие желания, кроме желания уничтожить всех и вся. Если герой сдержан и рационален, это не значит, что он не может рассердиться, заплакать или проклинать обидчика, пусть и в глубине души.

Героев нужно показывать с разных сторон, чтобы читатель поверил, что они такие же реальные люди, как и они сами. НЕЛЬЗЯ наделять персонаж только одной какой-то характеристикой и все время играть на ней.

Детали

В советах для писателей можно найти целый список вопросов (иногда эти списки поистине огромны), на которые автор вроде как должен дать ответ, чтобы все знать о своём персонаже. Это, опять же вроде как, сделает персонаж не картонным.

На мой взгляд, в этих опросниках-вопросниках больше глупости, чем рационального зерна. 

Зачем мне знать, какой зубной пастой герой чистит зубы? Если это не важно для сюжета - вдруг завтра персонаж купит новую пасту, и окажется, что у него аллергия на какой-то компонент, и он умрет от отёка Квинки, - то зачем мне это знать? 

Глупости а-ля зубная паста, любимая песня, любимая марка машин, имя его внучатой прабабушки совершенно не нужны, если они никак не влияют на формирование характера персонажа и на развитие сюжета.

Итак, подведу итог всему вышесказанному. Автору нужно продумать:

1) Имя героя.

2) Внешность.

3) Возраст.

4) Настоящее героя - что он представляет собой сейчас.

5) Прошлое героя - почему он стал таким, каким мы его видим сейчас.

6) Будущее героя - к чему он должен прийти в результате.

7) Основные черты характера героя (его главные плюсы и главные минусы).

Если вам было интересно, не забывайте подписаться на канал и поставить ваши сердечки.

#писательство #писательское мастерство #начинающий писатель #как написать книгу #как писать книги #я писатель #начинающий писатель #бета-ридер