2021 год был чрезвычайно насыщен знаковыми событиями для перспективного российского проекта МС-21. Давайте вместе вспомним эти события и разберёмся с не менее насыщенными планами на 2022 год.
Что было? Итоги 2021
- В феврале, разбирая информационные атаки против МС-21, мы впервые написали о запуске серийного производства МС-21. Но отдельные боингофилы в комментариях не могут принять этот факт даже год спустя.
- В марте-апреле в Архангельске МС-21-300 успешно прошёл испытания в условиях естественного обледенения.
- В мае из Ульяновска в Иркутск было доставлено крыло, полностью изготовленное из российских композитных материалов.
- В июне "Иркут" сообщил о начале активной фазы серийного производства МС-21.
- В июле на авиасалоне МАКС-2021 состоялся премьерный показ МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. На авиасалоне МС-21-300 и МС-21-310 продемонстрировали парный пилотаж. По итогам авиасалона мы также написали о получении сертификата типа МС-21-300 в декабре.
- В августе поделились с нашими читателями любопытными деталями разработки МС-21-400 - дальнейшего развития семейства МС-21.
- Статьи о конкурентных преимуществах МС-21 для пассажира и сравнение МС-21 с зарубежными конкурентами стали самыми одобряемыми и обсуждаемыми на нашем канале в 2021 году.
- В августе – сентябре МС-21 выполнил серию полетов в гражданские аэропорты европейской части России для определения соответствия эксплуатационных свойств самолёта инфраструктуре гражданских аэропортов и средств наземного обеспечения.
- Началось развёртывание инфраструктуры для организации послепродажного обслуживания МС-21 у эксплуатантов.
- В октябре Росавиация по итогам дополнительных испытаний сняла ограничения на эксплуатацию двигателя ПД-14 в условиях шквального града.
- В октябре мы писали о завершении основной части испытаний МС-21.
- В ноябре самолёт МС-21-310 (73055) с российскими двигателями ПД-14 выполнил программу демонстрационных полётов на авиасалоне в Дубае (ОАЭ) в аэропорту Аль-Мактум. Это был первый зарубежный визит МС-21-310.
- 30 ноября первый серийный МС-21 покинул цех окончательной сборки.
- С 11 по 15 декабря МС-21 выполнил серию интенсивных полётов, установив суточный рекорд налёта в районе 19 часов. Полёты выполнялись в том числе со служебными пассажирами. Впечатления первых пассажиров от полётов на МС-21 смотрите в прилагаемом видео.
- 22 декабря МС-21-300 "А.С.Яковлев" (001) перелетел на завод в Иркутск для модификации в версию МС-21-310 путём замены двигателей PW1400G на российские ПД-14.
- 25 декабря первый серийный МС-21 отправился в первый полёт. Крыло этого самолёта впервые изготовлено из российских композитных материалов. В 2022 году этот самолёт получит авиакомпания "Россия".
- И наконец, вишенка на торте. 28 декабря МС-21-300 получил российский сертификат типа.
Что будет? Итоги 2022
- Продолжатся работы по расширению сертификата типа МС-21-300. Планируется завершить сертификацию самолёта с крылом из российских композиционных материалов, провести испытания в условиях высокогорья, сильного бокового ветра, низких и высоких температур. Испытания экстремальными морозами МС-21 пройдёт уже в феврале. Для этого опытный экземпляр МС-21 перелетел 23 января из Жуковского в Якутск.
- Производственный план на 2022 год предусматривает выпуск 6 серийных самолётов МС-21-300.
- Запланирована поставка 4-х самолётов МС-21-300 первому эксплуатанту – авиакомпании «Россия». Поставки намечены на второе полугодие.
- На декабрь 2022 года запланировано получение сертификата типа самолёта МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. Сам двигатель был сертифицирован в 2018 году. Его серийное производство уже началось в Перми. В сертификации будут участвовать 2 самолёта (опытные 001 и 005).
Чем сердце успокоится? Перспективы 2023-2030
Производственные планы на ближайшие годы пока выглядят примерно так.
- 2023 - 9 самолётов
- 2024 - 18 самолётов
- 2025 - 36 самолётов
- 2026 - 50 самолётов
- 2027 и далее - 72 самолёта
По оценкам Боинга, озвученным накануне авиасалона МАКС-2021, к 2030 году будет выпущено 342 самолёта МС-21, которые займут 57% российского рынка в среднемагистральном сегменте. Остальные 43% достанутся импортной технике. О том, что доля Б-737 будет при этом стремиться к нулю, Боинг скромно умолчал.
Для получения оперативных авиановостей не забывайте подписаться на наш Телеграм.
Топ 5 наших статей в 2021 году:
1. Канада и Япония на выход? Конкуренты Суперджета и Ил-114 сходят с дистанции
2. Сравниваем МС-21 с прямыми конкурентами
3. Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
4. Российский авиапарк продолжает рост. Боинг больше не первый в России
5. Аттракцион невиданной щедрости. Какие подарки получил Аэрофлот от Боинга и Эйрбаса?