Найти тему
Александр Залесов

Император Коммод — один из лучших злодеев в истории кино. Одновременно, самый большой неудачник

Как же он был хорош, помните? Тщеславный, нарциссичный, нервозный, по-настоящему подлый и мстительный император Римской империи Коммод. Хоакин Феникс ещё в 2000 году дал нам образец «нового злодея» — не загадочного и молчаливого тёмного лорда, а озлобленного и эмоционального ребёнка, который дорвался до власти. Если бы у Коммода-Феникса был сын, то его точно звали бы Джоффри (привет всем любителям «Игры престолов»).

Убить своего отца и захватить власть — это ещё нормально, для злодея, но Коммод на этом не останавливается. Он хочет, чтобы весь мир служил ему одному. Чтобы все восторгались лишь им.

Император Коммод одобряет эту статью
Император Коммод одобряет эту статью

Так оказывается, что нарцисс у власти — это не просто опасно, а безумно страшно. В один день он — сама доброта (если вы его хвалите), в другой он решает погубить пару сотен невинных жизней (какое-то такое настроение нахлынуло). Подумайте, когда в следующий раз кто-то будет говорить, что монархия — лучшая форма правления. «А что, если следующим императором окажется "вот это"?».

В отличие от многих других кинозлодеев (да, Дарт Вейдер и агент Смит, я смотрю на вас), Коммод — не абстрактное зло, методично преследующее героя. Не машина. Нервозный римский император с патологическими наклонностями и садистскими замашками — самое человечное воплощение всего плохого.

— А вы обнимали когда-нибудь умирающего от чумы, повелитель? — Нет. Но если ещё раз меня прервешь, больного чумой обнимешь ты
— А вы обнимали когда-нибудь умирающего от чумы, повелитель? — Нет. Но если ещё раз меня прервешь, больного чумой обнимешь ты

Недолюбленный в детстве, травмированный отсутствием родительской заботы, воспитанный с идеей «я — будущий бог», Коммод не мог стать никем иным. И я его понимаю.

Если бы в Римской империи уже были психотерапевты, возможно, жестокий император и смог бы изменить себя. А так — всё вокруг лишь подталкивало его к тому, чтобы получать любовь и счастье единственным способом, который он видел — через насилие.

— Помнишь, как однажды сказал наш отец: жизнь — это сон, ужасный сон... По-твоему, это правда? — Я не знаю... — А по-моему, да
— Помнишь, как однажды сказал наш отец: жизнь — это сон, ужасный сон... По-твоему, это правда? — Я не знаю... — А по-моему, да

И у него бы всё получилось. На протяжении всего фильма Коммод ни разу не оказывается в реальной опасности. Он властвует свирепо и круто, но эффективно, раскрывая хлипкие заговоры и казня своих врагов.

Что его подводит? Собственное несчастье и пустота в душе. Его желание понравится толпе, заслужить её любовь. Когда даже родная сестра оказывается против него, Коммод видит только толпу, которая может дать то самое чувство счастья, момент блаженства и признания. Здесь он и делает ошибку, выходя биться с Максимусом один на один (как красиво — победить своего врага на арене, толпа будет ликовать). Даже несмотря на удар отравленного кинжала, выдающийся военачальник и гладиатор убивает императора.

Убей его сейчас и не делай шоу — хороший совет, которому Коммод никогда не последует
Убей его сейчас и не делай шоу — хороший совет, которому Коммод никогда не последует

Конец Коммода. А если бы проработал свои травмы, дожил бы до седых лет. И, конечно, убил бы Максимуса чужими руками. Желательно как можно дальше от собственного тела, а то мало ли.

Мораль для героев — погибель каждого злодея скрыта в них самих, надо её только отыскать.