"Производить хорошее первое впечатление и продвигать политические, торговые и военные интересы Великобритании — основная функция Королевского флота" - строчки из статьи в "Navy lookout", посвящённой семимесячному походу авианосца HMS Queen Elizabeth с отрядом кораблей сопровождения.
Интересно сравнить с описаниями хотя бы похода "Адмирала Кузнецова" в Средиземное море для боевых действий против ИГИЛ в наших СМИ. Есть ли в них какие-нибудь подробности, кроме смакования дыма из его трубы, потери двух самолётов, нескольких некачественных фотографий и минимума описаний повседневной жизни на этом корабле? О сопровождавших его вообще молчок.
Сразу отдадим должное англичанам - о своих проблемах они тоже пишут.
Для многих случайных наблюдателей это развертывание будет воспринято как «провал» из-за потери самолета F-35. По предварительным данным, авария была вызвана человеческим фактором. На этой неделе Минобороны объявило, что обломки самолета были подняты с морского дна совместными усилиями Великобритании, США и Италии. Тот, кто выложил видео аварии в соцсети, задержан. Нет сомнений, что это досадный эпизод и дорогостоящая ошибка, но из нее можно извлечь уроки.
Хотя HMS Defender в целом оказался самым надежным из эсминцев, он все же имел как минимум один полный отказ электрооборудования (и силовой установки) во время похода, что продемонстрировало острую необходимость провести эти корабли через пакет улучшения энергетической установки.
Самой заметной проблемой для HMS Diamond был серьезный дефект силовой установки, возникший в Средиземном море, в результате которого пришлось заменять газотурбинный агрегат в Таранто, на что потребовалось 6 недель.
При этом Мэтью Мариотт, командир корабля HMS Diamond, очень гордился достижениями своего экипажа. Ведь он вышел из строя всего на 2 месяца.
Молодой рядовой покончил жизнь самоубийством на борту HMS Kent 10 июля. Это было очень травмирующим событием для корабельной команды и медиков, которые пытались его лечить.
Но и тут есть оправдание: проблемы, связанные с психическим здоровьем, — это проблема, которая выходит далеко за рамки военно-морского флота, поскольку самоубийство является самой большой причиной смерти мужчин моложе 45 лет.(!)
Вечерний спуск флага на этом эсминце на рейде Момбассы, Кения. Они и там побывали в ходе этого похода:
Ну, а теперь о более положительных моментах.
Отсутствуя около 244 дней, группа преодолела примерно 50 000 морских миль, посетила 42 страны и 3 территории, представляющие 47% населения мира и 53% торговых партнеров Великобритании. Было проведено 18 стандартных военно-морских и лётных учений с участием 17 других стран. СМИ освещали деятельность группы в 99 странах на 252 языках. Корабли группы посетили 66 министров правительств, 106 послов и около 500 высокопоставленных офицеров иностранных вооруженных сил.
Важно отметить, что МО сообщает, что 3700 военнослужащих съели 25,5 тонны колбасных изделий, 190 000 картофеля и 2,01 миллиона яиц. (Только HMS Defender израсходовал 55 000 сосисок, а HMS Kent — всего 13 000). Такие детали могут показаться легкомысленными, но они дают представление о значительных проблемах тылового обеспечения поддержки военно-морских сил на расстоянии.
Я немного про картошку не понял - это в штуках, что ли? Вроде маловато будет.
Это тот самый "Дефендер", который в ходе этого похода наследил и в Чёрном море, об этом в статье тоже говорится, но чуть ниже. Опять же - не повлияло ли такое отставание в поедании сосисок на "Кенте" на моральное состояние его экипажа?
Кстати, кое-кто из британских читателей комментирует эти подробности с известной долей ехидства:
Джефф, 1 месяц назад
Я бы предпочел знать, какая марка сосисок, сорт картофеля и были ли яйца органическими? Ничто другое не имеет значения.
Камми, 28 дней назад
25 тонн колбасы.., Иисус
Но колбаса колбасой, важнее всё же боевая подготовка.
авиагруппа авианосца налетала в общей сложности 4723 часа, из которых 3433 часа днем и 1290 часов ночью, преодолев в общей сложности около 100 000 миль. 18 самолетов F-35 из состава VMFA-211 и 617-й эскадрильи совершили 1278 самолето-вылетов, налетав более 2200 часов. Были проведены учения с более чем 60 другими типами самолетов и выполнено 44 боевых вылета в поддержку операции Shader/Inherent Resolve над Ираком.
Вертолет Wildcat HMS Kent , один из четырех 815-й морской эскадрильи, которые были развернуты вместе с группой, налетал 239 часов 15 минут (что эквивалентно почти десяти целым дням полета). Примечательно, что первый боевой пуск ракеты Marltet в авиационном варианте был проведен Wildcat с авианосца HMS Defender в Бенгальском заливе
Опять "Дефендер"! Помимо того, что на нём слопали 55 000 сосисок, вот что пишется о его похождениях в Чёрном море: "Отвечая на вопрос об их опыте в Черном море, Винс Оуэн, командир HMS Defender, сказал, что их принцип « усердно тренироваться — легко сражаться» окупился. Когда российские силы преследовали корабль 23 июня, это был «просто еще один день в Королевском флоте» , хотя он назвал действия России «непрофессиональными».
В общем итоге проводится мысль, что хотя RN не может проводить развертывание в таком масштабе каждый год, теперь его можно охарактеризовать как военно-морской флот, ориентированный на авианосцы, и он доказал, что может действовать где угодно, несмотря на некоторые очевидные оговорки, в частности, из-за ненадёжности его эсминцев и сильной зависимости от союзников.
Ну, и конечно, бизнес: Критики могут жаловаться на затраты налогоплательщика на отправку военно-морского флота за границу, но по большому счету это мелочь по сравнению со стоимостью торговых сделок и продвижением «бренда Британии», которое этот флот поможет доставить.
Есть ли хоть что-то схожее в деятельности нашего флота и в описаниях этой деятельности нашими СМИ? Ну, я вас умоляю...
А хотелось бы, верно?
Несколько ранних статей по этой теме:
Флот - длинная рука государства
Корабль или ходит в моря, или медленно сгниёт у причала...
............................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь