На премьеру «Ла-ла-ленда» мы с женой Асей пошли в кино.
Фильм нам понравился, хотя пересказать его сюжет я бы сейчас, после нескольких лет, уже не решился. Впрочем, сейчас, сидя дома, мы смотрим столько фильмов, что это не удивительно.
В какой-то момент фильма герои идут на романтическое свидание в Лос-Анджелесскую обсерваторию (так называемая обсерватория Гриффита). Насколько я помню, прорываются туда после закрытия, танцуют, смотрят на звездное небо, ловят кайф посреди прекрасной архитектуры, в таинственном месте — в общем, все у них хорошо.
Вообще для Голливуда и шоу-бизнеса в целом это место известное и культовое: здесь проходила церемония награждения премии MTV, здесь снимали «Терминатора», и не только (были здесь съемки и в 1930-е, когда она только открылась, и в 1950-е годы).
Обсерватория — очевидная и понятная достопримечательность города (включенная, разумеется, во все каталоги и проспекты), отсюда открывается чудесный вид, рядом находится национальный парк, здесь проводятся выставки, очередь в кассы тянется порой на километр, и то, что место популярное (хотя и труднодоступное) можно судить по многокилометровым пробкам.
Нечто подобное обсерватории Гриффита есть и в Париже. Там тоже есть старая обсерватория, и вокруг неё тоже есть некий культ, может, не такой мощный, как в Лос-Анджелесе — но он есть. Обсерватория включена в туристические справочники и каталоги, и если вы идете от кладбища Монпарнас к Люксембургскому саду, или направляетесь в так называемые «катакомбы» Парижа, куда всегда стоит многокилометровая очередь — вам никак ее не миновать.
Есть улица имени парижской обсерватории, полно указателей, да и вообще понятно, что если у вас есть время, то надо туда идти — ведь начала строиться обсерватория аж в ХVII веке, при Людовике ХIV — что само по себе поразительно, это самая старая обсерватория в мире, то есть она старше Лос-Анджелесской почти на четыре века, но до сих пор является научным и просветительским центром, в интернете полно ссылок на нее на всех языках.
В архитектурном смысле она также является достопримечательностью Парижа, ее строил брат Шарля Перро, а научный прибор под названием «двойной фотовизуальный рефрактор» (отсылаю вас к научным сайтам, не могу в двух словах объяснить, что это такое), построенный в конце девятнадцатого века — еще одна «знаменитость» Парижа.
Словом, с какой стороны ни посмотри, любая старая обсерватория — достойна культа
Ну или хотя бы того, чтобы быть отмеченной на городских картах и указателях, это историческая ценность, это нужно знать и видеть.
У нас в Москве самая старая обсерватория тоже есть. Но…
Даже «старые москвичи» далеко не всегда знают, где она находится. Попасть туда можно, но сложно. Никакие туристические карты и проспекты ее не отмечают. По-моему, нет даже указателей на соседних улицах. По сути дела, это полузакрытый объект, принадлежащий Московскому университету. Что, на самом деле, обидно (хотя и в Парижскую обсерваторию, в отличие от обсерватории Гриффита, можно попасть только по предварительной записи, отметим для справедливости).
Конечно, в Москве есть и другие известные обсерватории, в том числе обсерватория Московского планетария, обсерватория на Ленинских горах (институт имени Штернберга), ну и так далее. Но эта ведь — самая первая!
Теперь попробую объяснить, почему туда надо идти
Прежде всего, из-за телескопа. Он построен в 1901 году. Удивительный прибор, сохраняющий историческую красоту вещей, построенных вручную, искуснейшими мастерами, прибор на самом деле, аж позапрошлого века, ведь делали его, конечно, не один год.
Во-вторых, из-за самого места — скрытая за деревянным забором и воротами (тоже, кстати, дореволюционными, по внешнему виду) обсерватория возникает перед вами в тихих пресненских переулках настолько неожиданно, как настоящая тайна, как сюжет из старого романа, что просто дух захватывает (и этим она, конечно, похожа на обсерваторию Гриффита).
В-третьих, из-за истории создания. Ее построили аж в 1831 году (то есть за сто лет до Лос-Анжелесской), на деньги московского купца-старообрядца Зоя Павловича Зосимы. Вместо первой обсерватории, стоявшей на крыше Московского университета на Моховой и сгоревшей во время пожара 1812 года.
В общем, историю эту надо начинать именно с Зосимы — здесь его портрет этого человека с мрачной бородой.
И сразу думаешь: почему эти люди, русские купцы, сами порой неграмотные, так упорно продвигали страну к западной цивилизации, хотя сами порой считали театр или оперу «не богоугодным делом», но строили, строили — и театры, и больницы, и научные институты, и обсерватории?
Впрочем, рассказ об обсерватории на Пресне я только начал, и продолжу в ближайшее время в своем блоге — подписывайтесь!