Похоже, как и шестьдесят лет назад, мир стоит на пороге кризиса, который может либо закончиться большой войной, либо привести к такому компромиссу, который позволит сторонам пойти на взаимные уступки, сохранив при этом своё лицо.
Такие события не проходят бесследно - нас ждут перемены во всех сферах жизни – в экономике и политике, науке и военном деле, в образовании, моде, искусстве. Есть смысл вспомнить, как это происходило в 1962-м году, ограничившись только кинематографом. Какие фильмы смотрели люди, жившие, как им казалось, в канун атомного апокалипсиса? Что они хотели увидеть и что увидели?
Из большого списка кинокартин я выбрал те, которые, на мой взгляд, вобрали в себя дух времени, его тревоги и надежды и представили миру новых героев. Часть фильмов была снята в 1961-м, то есть формально ещё до карибского кризиса, но в них уже есть предчувствие испытаний, которые предстояли человечеству.
Ангел-истребитель (режиссёр Луис Бунюэль) Люди, замкнутые в закрытом пространстве, не могут выйти на свободу. Фильм напоминает сновидение, в котором кошмар становится вдруг смешным.
Девять дней одного года (режиссёр Михаил Ромм) В сообществе советских физиков есть свои «физики» и «лирики». Они спорят, какую цену можно заплатить за научный прогресс и ставят эксперименты, рискуя собственными жизнями.
Доктор Ноу (режиссёр Теренс Янг) Первый фильм из серии кинокартин о супер-агенте Джеймсе Бонде. Юмор смягчает сцены секса и насилия – очень сдержанные по нынешним временам.
Жюль и Джим (режиссёр Франсуа Трюффо) Любовь втроём – этот странный союз немца, француза и девушки, похожей на древнюю статую. Европа начала двадцатого века – беременная войнами и полная соблазнов и обманов.
Затмение (режиссёр Микеланджело Антониони) Фильм-исследование той разрушительной силы, которую назовут «отчуждением». Симфония распада западной цивилизации.
Иваново детство (режиссёр Андрей Тарковский) Ребёнок на войне – страшная реальность. Время сделало его героем, время сделало его жертвой.
Костлявая кума (режиссёр Бернардо Бертолуччи) История из криминальной хроники – убийство проститутки в парке на окраине Рима – вырастает до масштабов коллективного портрета Италии. Секс, ложь и нежность – адский коктейль.
Лолита (режиссёр Стенли Кубрик) Один из самых скандальных романов двадцатого века переведён на язык кино. Возможно, именно Лолита стала прообразом Лоры Палмер из сериала «Твин Пикс» кино-бунтаря Дэвида Линча.
Нож в воде (режиссёр Роман Полански) Притча-триллер о том, что нельзя доверять незнакомцам. Большая часть фильма снята на яхте, принадлежавшей Герману Герингу.
Процесс (режиссёр Орсон Уэллс) Экранизация романа Франца Кафки, классика литературы абсурда. Бюрократическая машина перемалывает людские судьбы – и вырваться из неё позволяет только случай.