Рассказываю про свой опыт, как я начала продавать свои свечи на маркетплейсе (пока что на одном) . Если вы, как и я, самозанятый творец, то, возможно, вам пригодятся мои советы на начальном этапе. Оговорюсь, что я не проходила никаких курсов и не работала с наставниками. Все написанное - мои личные выводы.
Осенью 2021 я начала делать свечи на продажу, так как захотела монетизировать свое творчество. Сначала я думала, что буду продавать их исключительно через социальные сети, но потом у меня появилась мысль о том, чтобы попробовать маркетплейсы. Это было где-то в начале ноября, и я решила, что будет здорово запуститься в декабре и заработать чуть-чуть на новогоднем ажиотаже :) Сейчас я смотрю назад и удивляюсь своей амбициозности.
С чего начать. Подготовка продукта.
Первое, с чем нужно определиться, - это, конечно же, что будем продавать. У меня свечи из соевого воска. Я сделала пробную партию из трех ароматов, которые подошли бы к празднику. Заказала маркетинговые материалы: наклейки и карточки с благодарностью за покупку. Продумала упаковку: так как свечи в стеклянных стаканах, я приобрела пупырчатую пленку и картонные коробки по размеру. Сделала фотографии.
Я прочитала, что могут потребоваться документы. Единственный документ, который я могла получить как самозанятый - это отказное письмо, так как свечи не подлежат обязательной сертификации. Я сделала его за 1 день в частной организации за 3000 рублей, но его можно заказать бесплатно в Роспотребнадзоре. Пока что это письмо еще ни разу не понадобилось, поэтому, возможно, можно начать и без него.
Затем я посчитала себестоимость товара, чтобы прикинуть цену для продажи. Не забывайте закладывать туда не только стоимость материалов, но и упаковки, затраты на транспорт, рекламные расходы. В дальнейшем еще нужно будет учитывать комиссию маркетплейса и услуги за доставку, возвраты и т.д.
Рекомендую на начальном этапе изучить похожие товары и сегменты на маркетплейсах, чтобы оценить, насколько ниша заполнена, сравнить подачу и цены, изучить карточки товаров.
Как я выбирала маркетплейсы
Параллельно с подготовкой продукта я начала изучать площадки. Первое, что бросилось на ум - это Wildberries. Так как у меня маленькое производство, мне удобнее продавать по схеме FBS (отгрузка с собственного склада). И сразу я нашла весомый минус, из-за которого мне не подошел данный маркетплейс: нельзя отгружать заказы в пункты выдачи. В Самаре (город, где я живу) можно отвозить заказы в складское помещение за городом, но для этого нужна машина и соответственно пропуск на нее, а у меня нет ни машины, ни возможности ездить загород. На этом этапе я решила, что зря я все это затеяла и заранее настроилась.
Следующим мой выбор пал на Яндекс.Маркет, так как мне высветилась привлекательная реклама. У них оказался более приятный интерфейс и простая первичная регистрация, но при составления заявления на договор, я не нашла там возможности выбрать самозанятость, поэтому этот вариант тоже отпал.
И наконец я зарегистрировалась на Ozon. Там была тоже простая регистрация, мою заявку рассмотрели в течение одного дня. Главным критерием для меня стала возможность отгружать заказы в пунктах выдачи в черте города.
Что я выделила из плюсов:
- быстрая регистрация
- большая собственная база с бесплатной информацией + курсы для новичков
- есть удобное приложение, чтобы отслеживать заказы в реальном времени
Лучше почитать побольше разных статей на тему маркетплейсов, посмотреть видео, и, конечно, зарегистрироваться самим и почитать регламенты работы с каждой площадкой, чтобы составить более полное мнение и выбрать маркетплейс.
Первые продажи
10 декабря я все-таки умудрилась выложить товары на Озоне и стала ждать продаж. Я объявила об этом на свою маленькую аудиторию из 500 человек в Инстаграме. Первый заказ случился 19 декабря. За это время я уже расстроилась, что никто не покупает.
Я решила увеличить свои шансы и настроила таргетированную рекламу. После этого количество заказов увеличилось и к концу декабря я продала 19 свечей. Кстати у Озона тоже можно настроить платную рекламу, но я пока пользовалась сторонними способами.
Не обошлось и без возвратов. Это было обидно, но ошибочно принимать это на свой личный счет. Одну свечу просто не забрали, потому что скорее всего передумали покупать, а вторую разбили по дороге. Поэтому снимайте на видео каждое отправление, чтобы вам могли компенсировать затраты. Я к сожалению, этого не делала.
В отчаянии я поставила минимальную цену, поэтому практически не заработала с этих продаж. Не рекомендую этого делать, потому что думаю, что купили бы и по большей стоимости с учетом рекламы и новогоднего ажиотажа. После я подняла цены и при этом продав чуть меньше свечей за январь, я получу почти такую же сумму денег. Лучше ориентироваться на здравый смысл и быть уверенным, что вы работаете не в убыток, а покупатель найдется.
С учетом большой конкуренции надо поработать над карточками и фотографиями товаров. Большую роль в продвижении вашего продукта являются отзывы, за все время мою свечу оценили только один раз. Поэтому стоит подумать над тем, как мотивировать людей оставлять отзывы.
Выводы и планы на будущее
Я очень рада, что не побоялась и попробовала, хотя в какой-то момент мне казалось, что не получится.
Пока что мои результаты нельзя выдающимися, но я уверена, что при систематической работе я достигну успехов. Я очень довольна своим первым продажам и считаю это удачным опытом.
В планах развивать ассортимент и добавлять новые позиции, изучить стратегии ценообразования, и поработать над карточками товаров. Также я стараюсь развивать и другие каналы для продаж.
Буду рада, если поделитесь своим опытом в комментариях! Творческих успехов ❤️
_____________________________________________________________
Мои свечи на Озон: https://www.ozon.ru/seller/candle-by-k-k-552018/dom-i-sad-14500/?miniapp=seller_552018
Мой телеграм-канал: https://t.me/creative_intelligentsia