«В последнее время с наших экранов почему-то исчезли новые фильмы-биографии великих ученых или великих художников прошлого (если не считать недавней телепостановки «Менделеев»). В чем дело? Почему исчезли? Не оттого ли, что иссяк запас соответствующих сценариев? Или, может быть, потому что до сих пор теоретически не обобщен прежний опыт?
Так или иначе, но мы считаем своим долгом содействовать скорейшему отведению на наших экранах должного места для новых, так называемых биографических фильмов. С этой целью мы и написали данное «Руководство», в основу которого положен опыт некоторых прошлых фильмов.
Итак, прежде всего — ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
1. ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ
Жизнь его следует развернуть в фильме, начиная с грудного возраста и кончая днем смерти. Род деятельности — химия, физика, физиология, генетика, самолетостроение, путешествия — любой из них или все вместе, поскольку это не имеет значения; сюжет строится одинаково, вне зависимости от профессии героя. Черты характера: два-три чудачества, интенсивная непримиримость в научных суждениях. С женой ласково благодарен. К ученикам исключительно внимателен и уделяет их жизни и быту гораздо больше внимания, чем своей семье. На редкость ласков со старым слугой Прохором (Еремеем, Тимофеем). В разговорах с представителями чиновно-бюрократических верхов Петербурга смел до дерзости, что, однако, проходит без всяких для него последствий. Никогда не спит, ничего не ест (про вино и говорить излишне!). Днем работает с учениками в лаборатории или гуляет один, произнося монологи. В конце жизненного пути произносит речь на полторы- две части, поддерживаемый под руки двумя учениками. Желательно побольше речей с техническими и специальными терминами (особенно в случаях, когда увлеченно разговаривает с женой или слугой). Для большего удобства в этом амплуа в разных картинах следует снимать одного и того же актера.
2. ЖЕНА ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО
При написании роли для этого персонажа следует обратить внимание на крайнюю лаконичность реплик. Рекомендуем основные из них:
а) «Да, милый!»
б) «Нет, милый!»
в) «Сейчас я принесу тебе чай!»
г) «Я уверена, что ты прав!»
д) «Дети, не шумите, отец не спал всю ночь!»
е) «Ему очень плохо, доктор, я знаю, хотя он от всех и скрывает свое недомогание!»
ж) «А помнишь, милый, как мы в первый раз встретились с тобой вот здесь, около этого бука (клена, липы, дуба)!»
Авторам следует учесть также, что лицо жены ученого совершенно не меняется с годами, она только седеет. Авторам картины следует добиваться, согласно существующим правилам, максимальной бесцветности. робости и забитости этого персонажа.
3. ВЕРНЫЙ СЛУГА ПРОХОР (ЕРЕМЕЙ, ТИМОФЕЙ)
Время не касается этого персонажа. Он нянчит будущего ученого, когда тот в грудном возрасте, и закрывает престарелому ученому глаза в конце фильма (перед последним кадром, когда ученый все-таки опять открывает глаза, чтобы посмотреть в будущее!). В любом случае ему 60—65 лет! Он ворчлив, хотя под неприветливой внешностью скрывается нежное сердце. В лексике этого персонажа необходимы характерные словечки в народном духе (см. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»). На жену ученого внимания не обращает, слушает только хозяина. Например: «Жена: Прохор, закройте окно, Илларион Эдуардович может простудиться!». Прохор: «Да уж, увольте, матушка, они, небось, сами знают, что им для ихней науки пользительней!» и т.п.
Можем также рекомендовать следующий испытанный прием: когда семья ученого остается без денег (а это обязательно должно случиться!) и уже должны описывать имущество, Прохор, кряхтя, лезет в свой сундучок и отдает прослезившемуся от умиления ученому все свои сбережения — 62 рубля 40 копеек серебром. Очень профессионально разбирается в научных делах своего хозяина. Помрежу проследить за тем, чтобы артист умел волочить ноги. (Женской прислуги в биографических фильмах не бывает!)
4. ЛЮБИМЫЙ УЧЕНИК
Показывается в фильме несколько раз: 1) когда приходит проситься в любимые ученики; 2) когда защищает идеи своего учителя перед толпой белоподкладочников и университетской золотой молодежи; 3) используется как фон, когда ученый в лаборатории завершает великое открытие; 4) когда прячется в чулане, убежав из ссылки (ночной разговор с ученым в чулане); 5) когда бежит к больному учителю закрывать глаза, но зритель уже заранее знает, что он опаздывает на одну минуту.
5. НЕВЕСТА УЧЕНИКА
То же самое, что и ученик, только учится не в техническом институте, а на Высших женских курсах. Ушла из дому от богатых родителей и живет уроками. Беличья шапочка и муфточка, короткий жакет отделанный кроликом, — ее костюм зимой и летом, весной и осенью. В неурочное время, взявшись за руки, бегает по улице с женихом.
6. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ЧИНОВНОЙ БЮРОКРАТИИ
Сухой старик с каменным лицом в камергерском мундире. Обратить особое внимание на максимальное количество орденов и на массивность письменного стола, за которым в продолжение всей сцены и сидит этот персонаж. Необходимо проследить за тем, чтобы кабинет был возможно больше и чтобы паркет в нем блестел как можно ярче. Необходимо также побольше двуглавых орлов всевозможных размеров. Когда будет сниматься сцена посещения великим ученым сановного бюрократа, следует не забывать об эффектной панораме — ученый в потрепанной визитке долго идет в сопровождении чиновника по анфиладе роскошных залов. Сцена встречи его с бюрократом сначала идет спокойно, но потом ученый начинает кипятиться и произносит большой обличительный монолог. В просьбе ему неизбежно отказывают. По уходе ученого следует снять крупным планом руку сановника, бросающую в корзину для бумаг прошение ученого...
• Пользуясь перечисленными выше действующими лицами и небольшим количеством массовых сцен (студенческая сходка, бурное заседание в университете, катанье на тройках, бал в Дворянском собрании и т. п.), можно незамедлительно начинать работу над фильмом.
Авторам следует только тщательно следить за тем, чтобы не создавалось путаницы имен основных героев в каждом отдельном случае, и правильно вставлять в диалоги соответствующую техническую терминологию.
Не следует также отклоняться от основного, давно установившегося, стабильного сюжета —зрители уже к нему привыкли, и сбивать их с толку не следует.
При желании ученого может заменить писатель, художник, композитор, актер. Главное — не менять основных персонажей, сюжета и схемы диалога!
Примечание. Автор «Руководства» не настаивает на своих рекомендациях, если создатели новых фильмов найдут более оригинальные и художественно убедительные решения» (Богословский, 1957).
Источник: Богословский Н. Краткое руководство для сценаристов и режиссеров, работающих над фильмами о корифеях науки и культуры прошлых лет // Искусство кино. 1957. № 8. С. 89-90.