Найти тему
89,9K подписчиков

Бауманская: Аборигены называли универмаг "Миляев и Карташов"

8,6K прочитали

"Дворец торговли" и "простенький" Немецкий рынок, семечки по 10 копеек, "элитная" хрущевская 9-этажка... Вспоминают читатели "Московских историй".

Перекрёсток улицы Фридрихa Энгельсa и Maлого Гaвриковa переулкa, 1985 г. Автор Стриженов М. Б.
Перекрёсток улицы Фридрихa Энгельсa и Maлого Гaвриковa переулкa, 1985 г. Автор Стриженов М. Б.

Ирина Бердникова

Мое детство прошло на улице Фридриха Энгельса (бывшая Ирининская), тогда не было холодильников, и бабушка почти через день ходила со мной на Немецкий рынок, пешочком по нашей улице. Туда я скакала, а обратно уже просилась на ручки, прогулочных колясок еще не было.

Улица Фридриха Энгельса, 1977 г. Автор Стриженов М. Б.
Улица Фридриха Энгельса, 1977 г. Автор Стриженов М. Б.

Александр Кon

В районе Бауманской (Аптекарский переулок) мои родители получили квартиру в 1965-м году.

Аптекарский переулок, д. 3. 1934 г. Автор: Селивёрстов. Источник: Фонды Музея Москвы.
Аптекарский переулок, д. 3. 1934 г. Автор: Селивёрстов. Источник: Фонды Музея Москвы.

В то время наша 9-этажная хрущевка считалась чуть ли не элитной. Учился я в 354-й школе, и большинство моих одноклассников жили в старых двухэтажных домах, многие из которых топились ещё дровами. На месте нового, Бауманского, рынка в то время стояли даже не бараки, а натуральные деревянные сараи с голубятнями, в которых жили люди.

Посланников переулок, 9. Клуб чулочно-носочной фабрики им. Баумана, 1982 - 1983 г. Автор: И. Нагайцев.
Посланников переулок, 9. Клуб чулочно-носочной фабрики им. Баумана, 1982 - 1983 г. Автор: И. Нагайцев.

В Посланниковом переулке был клуб чулочно-носочной фабрики, в котором билетером работала мать моего друга. Она частенько пускала нас с ним без билетов на сеанс. Помню, смотрел там фильм "Пусть говорят" с Рафаэлем, остался в полном восторге от песен. На старый Немецкий рынок с пацанами частенько забегали за семечками - 10 копеек стакан. Да и вообще всю округу от Садового кольца до Большой Почтовой оббегали и назубок знали.

Немецкий рынок, 1900 - 1910 г. Перекресток Ладожской улицы и Немецкого переулка у дома 13/15 (вид в сторону Ирининской улицы). Источник:А.Н.Ларина. История Москвы в почтовой открытке. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2010.
Немецкий рынок, 1900 - 1910 г. Перекресток Ладожской улицы и Немецкого переулка у дома 13/15 (вид в сторону Ирининской улицы). Источник:А.Н.Ларина. История Москвы в почтовой открытке. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2010.

Марина М

Я помню Немецкий рынок ( а иначе в семье моих родителей его никогда не называли) не очень хорошо, хотя в раннем детстве меня брали с собой туда часто. Мне почему-то больше запомнился находившийся напротив рынка универмаг, называвшийся у аборигенов "Миляев и Карташов". Это были ещё дореволюционные владельцы магазина, моя бабушка и четыре её сестры называли его только так. Жаль, что точный адрес этого очень красивого и интересного внутри здания я, конечно, уже не назову. Скорее всего, он находился на тогдашней Фридриха Энгельса, ещё до её перестройки.

Магазин "Одежда", бывший магазин Миляева и Карташова. Ул. Фридриха Энгельса и М. Гавриков переулок, 1973 – 1974 г. Автор: Лебедев А .Б. Из архива Надежды Долголевой.
Магазин "Одежда", бывший магазин Миляева и Карташова. Ул. Фридриха Энгельса и М. Гавриков переулок, 1973 – 1974 г. Автор: Лебедев А .Б. Из архива Надежды Долголевой.

Его интерьеры напоминали интерьеры Военторга, только в уменьшенном масштабе. Как-то само собой разумелось, что, прежде чем идти на рынок, всегда находилась причина зайти к Миляеву и Карташову - то за нитками, то за резинкой, то за носочками. Мне очень нравились там деревянные полукруглые лестницы с широкими отполированными перилами и отгороженные балюстрадой от лестницы торговые пространства с красивыми массивными прилавками из тёмного дерева. После этого "дворца торговли" рынок казался таким простеньким и домашне-уютным. Моя двоюродная бабушка тётя Муня всегда покупала мне там чернослив или сушёные груши, но есть их можно было только дома - после тщательнейшего мытья.