ВЦИОМ опубликовал очень странную статистику. По данным аналитиков всего 8% россиян назвали интернет важной частью собственной жизни. Опросили 1600 человек старше 18 лет. Получается, что согласно данным ВЦИОМа абсолютное большинство наших сограждан, случись чего, просто пожмёт плечами и пойдёт по своим “аналоговым”, “офлайновым” делам. Вы в это верите? Приведём ещё немного статистики. Согласно исследованиям, проведённым “Билайном”, объём потребляемого жителями России мобильного интернет-трафика в январе 2022 года увеличился на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
То есть, объём трафика, а значит и вовлечённость интернета в жизнь среднестатистического человека, всё-таки растёт. Откуда же такое несоответствие? Можно, конечно, предположить, что ВЦИОМ по каким-то причинам лукавит и сознательно искажает данные. Но зачем? Такая версия кажется нелепой.
У меня есть две интересные категории знакомых. Первые — это совсем молодые люди, в районе 18 лет. Они понятия не имеют, чем отличается жёсткий диск от cd-диска, просто потому что толком не сталкивались с настоящими компьютерами, а используют преимущественно только гаджеты. Вы видели с какой сумасшедшей скоростью они вводят текст по тачскрину? На клавиатуре вы не сделаете ничего подобного. Вторые — люди в возрасте, которые не рассматривают гаджеты в качестве вычислительных устройств. Для них гаджет — это в первую очередь телефон. Вот такие разные миры, поэтому, не исключено, что отвечая на вопрос интервьюера, респонденты просто не поняли вопроса? Скажем, молодые люди могут считать что соцсети, мессенджеры и “Ютуб” — это не интернет. Тем более, у многих мобильных операторов на эти ресурсы установлен безлимит, и трафик расходуется только на веб-сайты.
Уже теплее, хотя я склоняюсь к мысли, что дело в привычке.
За последние годы интернет так сильно смешался с повседневным бытом, работой и развлечениями людей, что его попросту не замечают. Не замечает же человек, например, собственное дыхание или биение сердца. Так и современный пользователь: для него “погуглить” какую-нибудь информацию стало таким же заурядным делом, как почесать голову и чуть-чуть напрячь память.
Я вспоминаю историю собственного детства, когда про интернет я даже не слышал. Однажды в квартире отключили электричество — авария на подстанции — я был дома один, зажёг свечки, припасенные специально для таких случаев и обрадовался, что домашку делать не надо — темно ведь. Пойду, думаю, телик посмотрю… Электричество стало таким же привычным элементом жизни, как воздух. То же самое спустя десятилетия можно сказать и про интернет.
На этом фоне вопрос ВЦИОМа для респондента может быть сродни вопросу “Является ли государство важной частью вашей жизни?”. Разумеется, многие отмахнутся, мол, да ну вы бросьте, не является, конечно. Хотя, так хорошо рассуждать пока есть свет, газ, худо-бедно работает администрация города и гудят провода. Однако, как только государство схлопывается (совсем недавно мы видели это Алма-Ате), сразу понимаешь, что, пожалуй, оно всё-таки имеет значение.
Может быть, моя аналогия не сильно удачная, но на секунду представьте, что однажды утром вы проснулись, по обыкновению потянулись за телефоном, а там нет сети. И её нигде нет. Представили? То-то же.
Неудивительно, что вопрос контроля за интернетом имеет геополитическое значение. Причём, сейчас я говорю даже не о цензуре в сети, а контроле аппаратном — оборудовании, раздаче, средствах доставки интернета в ваши мобильники и ноутбуки. Ведь, если кто-то сможет просто дернуть рубильник и вырубить нам интернет, то разом отключатся не только “Госуслуги”, но и мессенджер, соцсети и всё остальное. Привычная жизнь изменится с самыми неожиданными последствиями.
Поэтому если в следующий раз кто-то из моих читателей 18 и около того лет, решит похихикать при словосочетании “суверенный интернет” (хотя, соглашусь, формулировка так себе) задумайтесь, что “Тик-ток” и “Вконтактик” работают не просто так. И обнадеживающе звучат новости о том, что в России намерены создать собственную спутниковую группировку для обеспечения бесперебойной работы интернета в стране. Во всяком случае, по некоторым данным Минцифры, Роскомнадзору, Минэкономразвития, а также специальной рабочей группе может быть поручено проработать уже в ближайшее время проработать вопрос "о необходимости дальнейшего использования на территории РФ спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств".