То, что выглядело как популяция обычного вида бабочек, оказалось совершенно новым организмом, причем с очень своеобразной организацией генома.
Открытое Владимиром Лухтановым , энтомологом и биологом-эволюционистом из Зоологического института в Санкт-Петербурге, Россия, и Александром Данченко , энтомологом и химиком из Московского государственного университета, поразительное открытие было названо южнорусской лазурью ( Polyommatus australorossicus ). Его нашли пролетающим над северными склонами Кавказских гор на юге России. Исследование опубликовано в журнале Comparative Cytogenetics с открытым доступом .
«Эта публикация — долгожданное завершение двадцатилетней истории, — говорит Владимир Лухтанов.
В середине девяностых годов Владимир Лухтанов вместе со своими учениками и сотрудниками приступил к исчерпывающему изучению русских бабочек с использованием множества современных и традиционных методов исследования. В 1997 году Александр Данченко, который в основном занимался экологией бабочек, собрал несколько экземпляров голубой бабочки с северных склонов Кавказских гор. Эти голубые на первый взгляд выглядели типичными и были идентифицированы как азербайджанские голубые ( Polyommatus aserbeidschanus).
Однако, когда ученые посмотрели на них под микроскопом, стало ясно, что у них 46 хромосом — очень необычное число для этой группы голубых бабочек и точно такое же количество, как у людей.
Потратив двадцать лет на изучение хромосом более ста видов голубых бабочек и секвенирование ДНК всех близкородственных видов, исследователи были готовы констатировать уникальность обнаруженной бабочки и ее хромосомного набора.
За годы исследований выяснилось, что гусеницы генетически родственных видов изучаемой группы бабочек питаются разными, но сходными растениями. Это открытие позволяет энтомологам не только открывать новые виды бабочек с помощью ботанической информации, но и защищать их.
«Мы гордимся нашими исследованиями, — говорит Владимир Лухтанов. «Это вносит большой вклад как в изучение биоразнообразия, так и в понимание механизмов биологической эволюции».