История Великого спортсмена-изобретателя Грэма Обри, двукратного чемпиона Мира в индивидуальной гонке преследования на 4000 метров.
Он был никем
Это сейчас имя Грэма Обри - звучно! Конечно, уже не так как в 90-е, но выстроенная собственноручно пирамида славы, что обессмертила спортсмена была заложена вовсе не на паркете велотрека именитым тренерским составом и спонсорами, а в гараже простыми иснтрументами и неутолимой жаждой наполнить свою жизнь велоспортом.
Грэм, как и ты, райдер, просто любил кататься на велосипеде. Он, как и многие из нас, находил в полете, что дарит вращение педалей, свободу и утешение.
К сожалению, Грэм Обри, страдал биполркой еще до того, как это стало мейнстримом.
Биполярное расстройство, первоначально — циркуля́рный психо́з; также называлось циклофренией[4]) — эндогенное[5] психическое расстройство, проявляющееся в виде аффективных состояний: маниакальных (или гипоманиакальных) и депрессивных (либо субдепрессивных), а иногда и смешанных[⇨] состояний // wikipedia.org
Расстройство проявлялось в суицидальных мыслях, что сменяли яркие креативные порывы. К сожалению, Грэм не был каким-нибудь подростком, что настрадавшись от первой любви показно лезет в петлю. Наш герой пытался несколько раз свести с собой счеты, совершая попытки и в зрелом возрасте. Опуская подробности, могу сказать только одно - спасал велосипедиста случай.
Я мечтал как однажды выйду прокатиться на велосипеде, доеду до горизонта и просто исчезну. Проблема в том, что горизонт так и не появился.
Велосипед из стиралки
Спросить бы Грэма, - Старина, как сделать велосипед из стиральной машины? Уверен, он бы дал несколько дельных советов. Кто из нас не думал о постройке своего велосипеда? Велосипед-мечта сидел и в моей голове. Помню как конструировал лигерад из старой беговой дорожки, но провозившись все лето, сдал в металоллом свое чудовище, так и не узнавшее пыль дорог.
Ладно я - беспечный студент, что не знает куда деть энергию и просиживает летние вечера в гараже, пытаясь собрать мечту из хлама. Обри на тот момент был семейным человеком, обремененным чудовищными долгами.
Я держал рядом с дверью отвертку, чтобы в случае чего отбиваться от кредиторов.
Наверное иногда нужно нырнуть еще глубже, чтобы достать уже до дна и оттолкнуться. Таким толчком для Грэма, полного решимости, стала идея - установить Мировой рекорд в индивидуальной гонке преследования.
Я думаю, райдер, наш герой был слишком эксцентричным человеком. А такие люди, мыслят шире, выходят за рамки, навязанные обществом и упорно следуют своей цели.
Не удивительно, что шотландец решил что для победы, кроме закаленного изнурительными тренировками тела, нужен велосипед. А где его взять, если не построить самому?!
Когда я начал что-то переделывать, снимать петли с колес, сверлить дырки, приделывать что-то новое, мне говорили: «Так же нельзя!», а я отвечал, что можно! Я искал предел!
Как же стиральная машина помогла нашему герою построить велосипед? Только подшипниками! История о том, что вел из стиралки - не более чем кликбейт тех времен, к чему и я прибегнул, увлекаемый зудящим желанием нажиться на своих читателях, безусловно!
На самом деле, Грэм глядя на велосипеды и вектор совершенствования, избранный производителями, а именно вес, решил идти другим путем. Вполне ожидаемо для его эксцентричной натуры.
Решает аэродинамика!
Обри решил, что самое главное в гонке преследования - это комфорт. Максимальный комфорт для совершения магической техники педалирования. Каждый виток должен быть идеальным, только так можно выиграть драгоценные секунды!
Расстояние между коленями должно быть не более одного банана. По мнению Грэма, так ноги не расходятся в стороны и передают всю энергию вращения сразу в привод.
Думаю, травматологи и мануальные терапевты с ним согласятся, потому что для коленей такое положение менее травмоопасно. Развернутый сустав, особенно под нагрузкой может получить такие узнаваемые велосипдисту как разрыв мениска или... Ладно, давайте обойдемся без страшных историй.
Реальное ноу-хау заключалось в узкой каретке, она позволила свести ноги близко, так, чтобы банан не падал. Верхняя рамная труба была упразднена, вместо нее использовалась одна плоская трубка, расположенная по центру. Байк Обри современному, неискушенному историей велосипорта райдеру, покажется Ашаном.
Посадка - максимально аэродинамичная, но при том ужасно не удобная. Желая повторить положение лыжника на скоростном спуске, Грэм сместил руль близко к седлу, так, чтобы в рабочей позиции он был в районе груди. Локти располагались вдоль тела.
В том, что Грэм изобрел новую посадку, поставил узкую каретку, опустил раму, избавился от дополнительной рамной трубы - заключалось ноу-хау, а вовсе не в том, что он собрал велосипед из стиралки, как раструбили журналисты.
Как любитель побил рекорд профессионала
Когда 16 июля 1993-го года Грэм Обри вышел на велотрек со своим велосипедом, на граните истории было выбито имя победителя «Джиро д’Италия» Франческо Мозера. Его рекорд в гонке преследования составлял 51 километр 151 метр за 1 час и держался с 1984-го года.
Бросил вызов титулованному гонщику никто. Любитель на самодельном велосипеде.
Гонка преследования
Возможно, ты в курсе, райдер, но позволь мне просветить тех, кто не знает, с чем столкнулся Обри, подходя к стартовой черте.
Индивидуальная гонка - это когда ты гоняешься против секундной стрелки. Никого, только ты, твоя сила, выносливость, жажда победы и велосипед. Задача простая, за отведенный час проехать как можно дальше. Закольцованный велодромом путь длинной более полусотни километров, до сих пор не мог пройти никто.
Не смог и Грэм. 16 июля он успел проехать только 50 км. Рекорд Мозера выдержал штурм неизвестного гонщика!
И если ты думаешь, райдер, что Грэм осознав истинный профиль вершины на которую покусился, отправился домой готовится к новому штурму, то ты ошибаешься. Наш упертый герой предпринял вторую попытку на следующий же день!
Просто вспомни свою самую злую покатушку, после которой ты рухнул в кровать, придавленный усталостью. Вспомни как гудело твое тело, как организм требовал воды и не мог утолить жажду, как ты надеялся на сон, но сон не шел, только гул-гул-гул. Ждешь утро, а оно все никак не придет. Но следующим днем ты должен показать куда более высокий результат.
Люди считали, что у меня не осталось ни шанса, потому что после такой попытки обычно нужно восстанавливаться.
И вот Грэм Обри снова на линии старта! Звучит выстрел, мышцы ног, отзываясь вчерашней усталостью, снова сокращаются, будучи не в силах совладать, с неуемной жаждой победы своего хозяина.
Тело может дать тебе все, что ты от него потребуешь! Сказал кто-то
Я не знаю какими это были километры для Грэма, но представляю себе самые жестокие и беспощадные минуты, самый долгий час, когда время, катализируемое болью и бесконечным напряжением в мышцах, останавливается.
По истечение часа всего девять человек стали свидетелями того как Грэм Обри финишировал с преимуществом в 449 метров! Это был новый рекорд часовой гонки! Дистанция Мозера оказалась поверженной!
«После этого началось настоящее безумие, – вспоминал Обри, которого прозвали «Летающим шотландцем». – Парень с байком из стиральной машины стал чемпионом мира.
Такая яркая, невероятная история всполошила умы людей! Подогревая толпу журналисты соревновались в самых громких заголовках. Из ноунейма Грэм Обри превратился в Рекордсмена!
Увы, жизнь любит больно щелкнуть по носу. На самом пике счастья боссы велосипорта объявили Грэму Обри о том, что он больше не имеет права выступать, на своем байке, потому что он давал гонщику не честное преимущество.
В фильме "Летучий шотландец" этот момент сценарист объяснил происками маркетологов.
Какой-то парень собирает в гараже велосипед из хлама, потратив всего 70 фунтов, и устанавливает на нем Рекорд? А куда нам прикажете идти со своими новейшими разработками? Кто будет покупать у нас велосипеды?
Тут начинается другая история борьбы Грэма Обри. Увы, не только со временем, но и с шишками велоспорта. И если для рекорда можно подготовить тело в спортзале, то где найти такой спортзал, в котором научат побеждать взятки, жажду власти, жажду выгоды, прибыли?
И на последок, райдер, думаю, тебе будет интересно узнать, что велосипед Летучего шотландца, как его окрестили журналисты после первой победы, в плане аэродинамики уделывает и современные высокотехнологичные экземпляры.
Люблю ли я велоспорт? Такой, где верховенстуют допинг-скандалы и бешеный маркетинг - нет. В спорте, как и в жизни меня вдохновляют истории человеческих побед, потому что выиграть в несправедливой борьбе труднее всего. А жизнь - самый несправедливый спорт.