Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

«Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям. Играй после этого Островского!»: воспоминания Фаины Раневской о театре

«Всякий раз, когда речь заходила об обмельчании русского театра, об утрате им чеховских традиций, Раневская любила повторять: „Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям. Играй после этого Островского!“ — Однако тут закономерно возникал еще один трудно разрешимый вопрос — „кто приучил?“ или „что приучило?“ Может быть, актерская поденщина, нежелание и неспособность вынуть из себя нечто большее, чем просто очередной прием, пользоваться которым удобней и привычней, нежели искать и открывать что-то новое.

А может быть, причиной всему является просто банальное желание нравиться зрителю любой ценой — кривляясь, ломая комедию, отпуская плоские шутки, выходя на сцену в образе, к которому привыкли и на который „идут“.»

«Например, Раневской запомнился такой случай, потрясший ее совершенно: „Я присутствовала однажды при том, как В. И. (Качалов), вернувшись из театра домой, на вопрос жены, как прошла репетиция „Трех сестер“, где он должен был играть Вершинина, ответил: „Немирович снял меня с роли и передал ее Болдуману... Болдуман много меня моложе, в него можно влюбиться, а в меня уже нельзя“. Он говорил, что нисколько не обижен, что приветствует это верное решение режиссера... А я представила себе, сколько злобы, ненависти встретило бы подобное решение у другого актера... Писались бы заявления об уходе из театра, жалобы по инстанциям... я была свидетельницей подобного“.

Научиться отделять себя от своей роли, амбиции от здравого смысла, фантазии от реальности может, безусловно, не каждый, но попытка, пусть даже и вопреки своим эмоциям, поступать не так, как хочется, а так, как должно по негласным законам чести, предоставляется всякому. И тут важно, воспользуешься ли ты этой попыткой или нет. Таиров был тем человеком, который невзирая на обстоятельства доказывал, что этой попыткой следует пользоваться всегда.»

Фотография Фаины Раневской/kinopoisk.com
Фотография Фаины Раневской/kinopoisk.com

Только что вы прочитали несколько отрывков из книги «Фаина Раневская. История, рассказанная в антракте» Максима Гуреева (16+)

В новой книге Максима Гуреева рассказывается о судьбе великой советской актрисы театра и кино Фаины Георгиевны Раневской. Она одновременно была любимицей миллионов зрителей и очень одиноким человеком. Главным в ее жизни был театр. Ему она посвятила всю свою жизнь и принесла самую жестокую жертву.

«Феноменальное везение — оказаться в нужное время в нужном месте, встретить именно того человека, который поддержит, поможет, даст единственно правильный совет, а еще следовать таинственным знакам судьбы, читая зашифрованное послание о будущем и выполняя все предписания, содержащиеся в нем. Вот что такое везение. Однако было бы заблуждением думать, что оно посещает лишь беспечно мечтающего, но не приносящего ему (везению) жертву. Порой самую жестокую — в виде любви, дружбы, семьи, здоровья. Да, везение — это выбор и бесстрашие, надменность и одиночество, когда себя в любом случае ставишь выше других...»

Прочитать отрывок или купить книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000qcr

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Мелочи не играют решающей роли, они играют все! Это про стихотворения Петра Мамонова

Катерина Шпица о том, как получила первую главную роль: «Ну неужели вы не видите, что я — то, что вам нужно?!»

Юрию Никулину — 100 лет! Вспоминаем великого артиста

Райдер Константина Хабенского: только вода

«Такой наш брат ушел во тьму»: песня Высоцкого, написанная в память о Василии Шукшине