«Всякий раз, когда речь заходила об обмельчании русского театра, об утрате им чеховских традиций, Раневская любила повторять: „Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям. Играй после этого Островского!“ — Однако тут закономерно возникал еще один трудно разрешимый вопрос — „кто приучил?“ или „что приучило?“ Может быть, актерская поденщина, нежелание и неспособность вынуть из себя нечто большее, чем просто очередной прием, пользоваться которым удобней и привычней, нежели искать и открывать что-то новое.
А может быть, причиной всему является просто банальное желание нравиться зрителю любой ценой — кривляясь, ломая комедию, отпуская плоские шутки, выходя на сцену в образе, к которому привыкли и на который „идут“.»
«Например, Раневской запомнился такой случай, потрясший ее совершенно: „Я присутствовала однажды при том, как В. И. (Качалов), вернувшись из театра домой, на вопрос жены, как прошла репетиция „Трех сестер“, где он должен был играть Вершинина, ответил: „Немирович снял меня с роли и передал ее Болдуману... Болдуман много меня моложе, в него можно влюбиться, а в меня уже нельзя“. Он говорил, что нисколько не обижен, что приветствует это верное решение режиссера... А я представила себе, сколько злобы, ненависти встретило бы подобное решение у другого актера... Писались бы заявления об уходе из театра, жалобы по инстанциям... я была свидетельницей подобного“.
Научиться отделять себя от своей роли, амбиции от здравого смысла, фантазии от реальности может, безусловно, не каждый, но попытка, пусть даже и вопреки своим эмоциям, поступать не так, как хочется, а так, как должно по негласным законам чести, предоставляется всякому. И тут важно, воспользуешься ли ты этой попыткой или нет. Таиров был тем человеком, который невзирая на обстоятельства доказывал, что этой попыткой следует пользоваться всегда.»
Только что вы прочитали несколько отрывков из книги «Фаина Раневская. История, рассказанная в антракте» Максима Гуреева (16+)
В новой книге Максима Гуреева рассказывается о судьбе великой советской актрисы театра и кино Фаины Георгиевны Раневской. Она одновременно была любимицей миллионов зрителей и очень одиноким человеком. Главным в ее жизни был театр. Ему она посвятила всю свою жизнь и принесла самую жестокую жертву.
«Феноменальное везение — оказаться в нужное время в нужном месте, встретить именно того человека, который поддержит, поможет, даст единственно правильный совет, а еще следовать таинственным знакам судьбы, читая зашифрованное послание о будущем и выполняя все предписания, содержащиеся в нем. Вот что такое везение. Однако было бы заблуждением думать, что оно посещает лишь беспечно мечтающего, но не приносящего ему (везению) жертву. Порой самую жестокую — в виде любви, дружбы, семьи, здоровья. Да, везение — это выбор и бесстрашие, надменность и одиночество, когда себя в любом случае ставишь выше других...»
Прочитать отрывок или купить книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000qcr
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:
Мелочи не играют решающей роли, они играют все! Это про стихотворения Петра Мамонова
Юрию Никулину — 100 лет! Вспоминаем великого артиста
Райдер Константина Хабенского: только вода
«Такой наш брат ушел во тьму»: песня Высоцкого, написанная в память о Василии Шукшине