Найти тему

РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ

«До-ре-ми-фа-соль-ля-си — кошка едет на такси» — кто не знает эту детскую запоминалочку! Названия нот звучат как заклинания, и я в детстве мучилась вопросом, кто же их придумал. И почему они так странно звучат? И почему такие коротенькие?

И наконец нашла ответ!

РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ — эти названия нот имеют общую историю (про ДО чуть позже).

Оказывается, итальянский монах Гвидо д’Ареццо создал в Европе нотное письмо тысячу лет назад, еще в XI веке! Это нововведение взято из принятой в Италии практики сольфеджио, в которой певческий диапазон был поделен на единообразные шестизвучия, но эти ноты, увы, назывались одинаково. Сольфеджио и сейчас для начинающих музыкантов является сложным предметом, а если представить, что все названия нот звучат одинаково... ох!

Так вот, д’Ареццо просто хотел облегчить запоминание нотной грамоты и назвать каждую ноту по- особенному.

За основу он взял известный латинский гимн, в котором было постепенное повышение каждого начального слога из шести первых куплетов. И это было гениальным решением! Первая строка начиналась со слога РЕ, вторая — со слога МИ, тре- тья — со слога ФА... И далее по списку. Выделенные слоги и стали названиями нот от РЕ до ЛЯ, а потом и седьмая нота получила название седьмого слога (подождите!). Еще была нота ЛА, но она по каким- то причинам исчезла, не закрепилась в нотной грамоте.

В русский язык названия нот пришли из Италии, а точнее, из средневековой латыни. Первое упоминание встречается в трактате Николая Дилецкого «Идея грамматики мусикийской», написанном в XVII веке. Влияние этого трактата в свое время было огромным. Вплоть до середины XVIII века его передавали по наследству, переписывали от руки и бережно хранили. Еще бы, ведь это было основным руководством по изучению теории музыки.

Особую проблему составляло орфографическое освоение названий нот. Произнести новое слово легко, но как записать? Так вот, в «Грамматике» Дилецкого ноты уже тогда не склонялись. Автор книги утверждал: «...в задавании тона нет иного, кроме УТ, МИ, СОЛЬ, РЕ, ФА, ЛЯ». Кто знает ноту УТ? Конечно, теперь уже никто, но ее тайну мы скоро раскроем. Зато остальные названия остались неизменными и несклоняемыми по сей день.

О происхождении названий нот и других слов читайте в моей книге «Помогатор».
О происхождении названий нот и других слов читайте в моей книге «Помогатор».