Друзья, хочу вместе с вами перелистать буклет о Дулёвском фарфоровом заводе, изданный к 150-летию подмосковного производства. Текст этого издания я воспринимаю как «капсулу времени» и предлагаю восхититься тем, о чём писали потомкам комсомольцы, как им виделось будущее завода и в целом страны.
Дулёвский Ордена Ленина фарфоровый завод имен газеты «Правда» / Министерство лёгкой промышленности РСФСР; Роспромфарфор. – М.: В/О «Союзторгреклама», 1982. – 36 с., ил.
Праздничное искусство Дулёва
Полтора века тому назад, в ночной мгле над затерявшимся в лесах посёлком Дулёво впервые заполыхало яркое зарево горнов. Там, в горячем сердце завода, рождалось звонкое чудо России, обретал прочность, белизну и блеск знаменитый дулёвский фарфор – тонкий, прозрачный, поющий...
Музей Дулёвского фарфорового завода – это нескончаемый праздник красок, линий и форм, музыка для глаз.
Глина и камень, испытав прикосновение рук Мастера, превратились в подлинные произведения искусства: столовые, чайные и кофейные сервизы, бокалы, чашки с блюдцами, сливочницы, маслёнки, фруктовницы, сухарницы, блюда... Эта посуда не просто служила, она приносила радость людям. Не музейной, а живой красотой дышат травы и цветы, написанные на фарфоре дулёвскими живописцами; рисунки передают красоту солнечного дня, покрытого цветами луга, игру теней на лесной поляне...
На музейных стендах найдёшь изысканные работы мастеров высокого класса и наивные, проникнутые искренним стремлением к красоте, «агашки». В музее завода собраны уникальные произведения кузнецовского периода, проникнутый пафосом революции агитационный фарфор первых лет Советской власти, интересные работы современных мастеров. Вся эта посуда хранит на себе отпечаток времени.
Мастера Дулёва хорошо чувствуют материал – пластичный и красочный, они умеют находить верное соотношение рисунка и фона, создают композиционно завершённые, цельные по форме, цвету и характеру росписи изделия. Дулёвские художники верны народным традициям, их изделия воплощают в себе лучшие черты русского декоративного искусства: нарядность, красочность, весёлую сказочность.
Большой интерес представляет история Дулёвского завода – крупнейшего фарфорового предприятия Советского Союза и Европы.
Гордость России
Ушёл в прошлое XVIII век – век «фарфоровой лихорадки», когда фарфор ценился наравне с золотом, когда людей, владеющих «китайским секретом», похищали, подкупали... В начале XIX века фарфор уже не считался диковинным товаром, хотя и оставался предметом роскоши.
В 1832 году богатый купец Терентий Кузнецов строит крупный по тем временам фарфоровый завод в Дулёве, где намеревается наладить массовый выпуск изделий, чтобы продавать их не только по всей России, но и за рубежом.
Предприимчивый купец менее чем за 20 лет сделал Дулёвский завод ведущим фарфоровым предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой – ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись – более яркая, броская.
В основном фарфор расписывали простые работницы, наделённые от природы художественным вкусом. Под руками «живописок» оживали невиданные цветы, сплетались причудливые узоры. Большинство мастериц звали Агафьями, отсюда и название неповторимого дулёвского стиля – «агашки». От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулёвские рисунки, в них – душа Дулёвского завода.
С 1864 года предприятие Кузнецова монополизировало почти всю керамическую промышленность России. Однако к этому времени у кузнецовского фарфора появился мощный конкурент – дешёвые заграничные изделия, в оформлении которых применялись машинные способы росписи. Нужно было торопиться налаживать новое производство. И Кузнецов в короткий срок внедряет печать, деколь, трафарет. Механизация росписи значительно увеличила выпуск изделий, снизила их себестоимость, позволила расширить ассортимент. Завод в большом количестве стал выпускать столовые, чайные и кофейные сервизы, бокалы, чашки с блюдцами, сливочники, маслёнки, сухарницы, блюда, вазы для фруктов. Без всяких колебаний ввёл Кузнецов «машинную роспись» в оформление изделий, но в то же время он держал своих стипендиатов в Строгановском училище и школе Общества поощрения художников. Таким образом на заводе одновременно существовали два «стиля» росписи фарфора – подражание западноевропейским «машинным» образцам и традиционная ручная дулёвская роспись: весёлые, радующие глаз краски, яркая позолота.
Учитывая вкусы массового потребителя, а также всё возрастающий интерес коллекционеров разных стран к традиционной народной посуде, работавшие на Дулёвском заводе художники продолжали писать по-старинке, вручную, создавая цветастые росписи, сохраняя самобытную дулёвскую агашку. Здесь рождались уникальные произведения, отмеченные печатью настоящего искусства. Дулёвский фарфор завоёвывал рынки сбыта во всём мире. Жители Средней Азии и Турции предпочитали кузнецовскую «восточную» посуду всей прочей. Даже в ряде областей Восточного Китая дулёвские изделия считались более «китайскими», чем местные! Пополнялся и европейский ассортимент.
К концу XIX века Дулёвский завод по техническому оснащению был одним из ведущих предприятий России, а по качеству выпускаемой продукции – одним из лучших в Европе. Дулёвский фарфор представлял страну на всемирных выставках. Изделия подмосковных мастеров были отмечены Золотыми медалями в Париже в 1889 и 1890 годах, получили «Гран при» в 1903 и 1905 годах в Реймсе и Льеже. Но за праздничной красотой дулёвского фарфора стоял тяжёлый труд людей, работавших в невыносимых условиях. В феврале 1905 года здесь произошла крупная забастовка, организованная местными социал-демократами.
Дулёвские рабочие активно участвовали в революции 1905–1907 годов, были в первых рядах борцов за Советскую власть во время Великой Октябрьской социалистической революции.
От старого – к новому
Первые годы после революции были нелёгкими для завода. Давали себя знать последствия первой мировой и гражданской войн – разруха, голод.
Завод испытывал недостаток в сырье, красках, оборудовании. В этих тяжёлых условиях завод продолжал выпускать знаменитую «кузнецовскую» посуду, ставшую синонимом отличного качества и высокого мастерства.
В основном здесь придерживались традиционного, сложившегося до революции стиля. Но одновременно на заводе создавались изделия, проникнутые пафосом революции, овеянные дыханием нового времени.
Было выпущено немало декоративных блюд, чашек, тарелок с революционными лозунгами: «Свободу народу!», «Долой буржуев!», «Кто не работает, тот не ест», «Да здравствует Советская власть!». Агитфарфор – одна из самых интересных страниц в истории декоративно-прикладного искусства.
К пятой годовщине Советской власти дулёвцы решили подарить В. И. Ленину большой столовый сервиз, изготовленный из отечественного сырья, расписанный своими красками. Художник А. Н. Колосов создал рисунок строгий и вместе с тем торжественный. «Пусть знает Ленин, – говорили рабочие, – что мы восстановили завод, преодолели последствия разрухи, голода и войны». Владимир Ильич передал сервиз в музей Кремля.
16 января 1924 года решением общего собрания бывший завод Товарищества М. С Кузнецова был переименован в завод имени газеты «Правда». 18 января делегация дулёвских рабочих передала редакции газеты памятный подарок – художественное фарфоровое блюдо, адрес и постановление о переименовании завода. Дружба, зародившаяся между правдистами и дулёвскими мастерами, продолжается и сейчас.
Годы первых пятилеток
В годы первых пятилеток третья часть продукции завода экспортировалась за рубеж: в Германию, Турцию, Иран и другие страны. На валюту, полученную от продажи фарфора, страна приобретала станки, трактора, комбайны, электрооборудование. Дулёвский фарфоровый работал для нужд индустриализации.
Тридцатые годы – время бурных творческих поисков, время зарождения новых направлений в оформлении дулёвского фарфора. На завод пришли молодые художники. Всё оригинальнее и живописнее оформлялись изделия. В художественной лаборатории молодые мастера Иван Коньков, Василий Мысягин, Николай Матвеев создавали новые формы и рисунки росписей. Их творчество увенчалось успехом: работы, посвященные 100-летию завода, явились подлинными произведениями искусства.
Фарфор этого периода отличается свежим, радостным колоритом, неожиданными сочетаниями красок. Появились новые мотивы росписей: «Чёрные глаза», «Бабы рязанские», «Братишки», «Весна в Москве».
Особенно плодотворно работал Пётр Леонов. Он создал удивительные по красоте «ситцевые» росписи, напоминающие нарядные русские набойки. «Ситцевая» роспись стала как бы продолжением традиционного дулёвского стиля, она возродила полузабытые агашки и розаны.
Росло мастерство художников, рос и завод. В 1933 году началась реконструкция завода с тем, чтобы довести мощность предприятия до 35 млн. изделий в год. Заложили фундамент нового цеха с тремя туннельными печами непрерывного действия.
Одновременно велось жилищное и культурно-бытовое строительство. В посёлке фарфористов выросли новые жилые дома, поликлиника. Открылся художественно-керамический техникум.
Реконструкция шла полным ходом, не снижая производственного ритма предприятия. 15 октября 1937 года на заводе зажгли первую туннельную печь.
Год 1937 знаменателен для дулёвцев и признанием их мастерства на Всемирной выставке в Париже: жюри выставки присудило заводу высшую награду – «Гран при»; девятью золотыми и семью серебряными медалями были отмечены его лучшие изделия.
Творчество художников и скульпторов Дулёва получило высокие оценки на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» (1938 год), Международной выставке в Нью-Йорке (1939 год), на выставке «Архитектура интерьера» (1940 год). В 1939 году коллекцию наград пополнила Большая золотая медаль Международной ярмарки в Турции.
В 1940 году вступила в строй вторая туннельная печь. Тогда же начала работать газогенераторная станция. С её пуском завод стал давать до 33 миллионов изделий в год. Техническое переоснащение коренным образом повлияло на увеличение выпуска продукции и улучшение её качества.
Предстояло сделать ещё многое, однако мирный труд советских людей прервала война.
Возрождение
Во время Великой Отечественной войны завод почти полностью перестроился на выполнение заказов для фронта: освоил выпуск посуды для госпиталей, телеграфно-телефонных изоляторов, изоляторов для высоковольтных линий и подстанций, аптекарской посуды. В небольшом количестве художники расписывали вазы и кубки сюжетами, отражавшими героизм Советской Армии.
За самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны завод не раз награждался переходящим знаменем Государственного комитета обороны.
Закончилась война. Завод приступил к выполнению планов первой послевоенной пятилетки. Предстояло в короткий срок пустить остановленные в войну цеха, вновь перестроить завод на выпуск посуды. В 1949 году заработала газогенераторная станция, ожили стоявшие всю войну туннельные печи, пустили первые конвейерные сушила в восстановленном формовочном цехе.
Для подготовки высококвалифицированных формовщиков, модельщиков, живописцев в 1945 году открылось художественно-ремесленное училище, первый выпуск которого состоялся в 1948 году.
К концу первой послевоенной пятилетки завод выпустил 30,2 миллиона штук посуды и 7 миллионов штук изоляторов, достигнув тем самым довоенного уровня производства.
В эти же годы на заводе продолжается работа по формированию дулёвского художественного стиля. Растущая потребность населения в посуде вызвала необходимость наряду с ручной росписью расширить выпуск изделий, оформленных механическими способами – декалькоманией, печатью, штампом, трафаретом, отводкой. Вторая послевоенная пятилетка была выполнена досрочно – в ноябре 1955 года.
Механизация производства
В 1956 году заработала третья туннельная печь. С её пуском ликвидировали несколько устаревших горнов. За счёт освободившихся площадей расширили формовочный цех. Тогда же, в цехе обжига начали внедрять новую, более совершенную организацию труда. Благодаря установке конвейерных линий, на которых поточным методом обрабатывался фарфор перед обжигом, увеличилась производительность труда.
В 1958 году на Международной выставке в Брюсселе завод завоевал Золотую медаль, 9 художников и скульпторов получили медали и дипломы.
В этом же году коллектив завода принял участие в обсуждении и разработке семилетнего плана. За семилетие (1959–1965 годы) предполагалось увеличить выпуск посуды с 38,9 до 48,8 млн. изделий за счёт сокращения ручного труда, механизации и автоматизации производственных процессов. Главная роль в этом отводилась заводскому конструкторскому бюро.
В начале 1959 года в Дулёве опробовали первый полуавтомат для изготовления тарелок, созданный заводскими конструкторами. Полуавтомат, выпускающий за смену 1600–1800 тарелок, обслуживал всего один рабочий.
Кроме полуавтоматов в формовочном цехе появились разные виды сушил, которые вместе с новым технологическим оборудованием создали основу для организации поточного производства.
От механизации к автоматизации
В I960 году на заводе стали работать первые линии толкающего конвейера для транспортировки полуфабриката, массы, форм и вывоза отходов. Через год вступила в строй первая очередь массозаготовительного цеха.
Началось строительство склада готовой продукции. Механизация осуществлялась также в сортировочном цехе. Теперь все изделия здесь стали сортировать и обрабатывать на конвейерах.
Перевод туннельных печей на отопление природным газом улучшил качество фарфора.
Пуск четвёртой туннельной печи помог коллективу завода успешно выполнить задания семилетнего плана. Годовой выпуск продукции вырос на 8 миллионов изделий, в полтора раза увеличилась производительность труда.
Дулёвский завод с каждым годом наращивал темпы производства. В восьмой пятилетке предстояло увеличить выпуск продукции с 48,8 до 54 миллионов изделий в год.
Для удовлетворения спроса населения на фарфоровую посуду завод в течение пятилетки в полтора раза увеличил производство чайных и столовых сервизов, на 24% – производство тарелок.
Девять десятых всей продукции обрабатывалось и сортировалось на поточных линиях и конвейерах. Первая автоматическая линия по формованию тарелок положила начало переходу от полуавтоматов к автоматам.
9 июля 1970 года завод рапортовал о досрочном завершении заданий пятилетнего плана. За пятилетие выпуск изделий возрос с 48,8 до 56,3 миллионов изделий в год.
Высокая награда
Коллектив Дулёвского фарфорового завода обязался к концу девятой пятилетки довести выпуск продукции до 60 млн. изделий в год.
С первых дней пятилетки дулёвцы трудились под девизом: «Дать продукции больше, лучшего качества, с наименьшими затратами!»
Уже в 1974 году завод выпустил 61,7 млн. изделий, что превысило выпуск, запланированный на конец пятилетки. Ещё ни одно отечественное фарфоровое предприятие не выпускало такого количества изделий за год. План девятой пятилетки завод выполнил 3 сентября 1975 года. Четвёртая часть всей продукции выпускалась в комплектах, 39 изделий были удостоены государственного Знака качества.
Советское правительство высоко оценило труд дулёвцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1976 года за досрочное выполнение заданий девятой пятилетки, внедрение в производство прогрессивной технологии, создание и выпуск высокохудожественных изделий завод был награждён орденом Ленина.
Дулёвская пятилетка качества
Высокая награда обязывала трудиться с ещё большей отдачей в новой, десятой пятилетке. Особое внимание было уделено улучшению качества выпускаемых изделий.
А качество в фарфоровой промышленности – понятие ёмкое, многогранное. Это белизна, просвечиваемость, гармоничное сочетание рисунка с формой.
В десятой пятилетке стали выпускаться сервизы новой формы и расширенной комплектации: чайные – состоящие из 14–51 предмета, кофейные – из 30–38 предметов.
В сервизы стали входить маслёнки, десертные тарелки, розетки для варенья, вазы для цветов, сырные доски. После долгого перерыва завод возобновил выпуск настенных декоративных тарелок, свадебных наборов, увеличилось производство высокохудожественного фарфора.
Сегодняшний день Дулёвского завода
Дулёвские мастера всегда откликались на важнейшие события нашего времени. К Олимпиаде в Москве дулёвцы выпустили немало разнообразных сувениров с олимпийской тематикой: ярких бокалов с олимпийскими кольцами, декоративных чашек, ваз, чайных сервизов. Скульптор завода В. С. Ропов создал керамический вариант олимпийского талисмана «Миша», получившего всеобщее признание.
Важнейшим событием в истории завода стал пуск нового производственного комплекса. По существу – построен ещё один завод мощностью 25 млн. изделий в год! Первой продукцией комплекса стал сервиз «Спутник», разработанный скульптором Г. И. Монаховым. В новом цехе механизированы и автоматизированы все технологические процессы, тем самым обеспечено поточное производство. В итоге ударной работы за пятилетие завод увеличил мощность до 75 млн. изделий в год, производительность труда возросла на 31%. В настоящее время по уровню производительности труда Дулёвский фарфоровый завод не имеет себе равных в отрасли.
Слаженная работа всего коллектива предприятия, внедрение и совершенствование комплексной системы управления производством, применение новейших достижений науки и техники явились залогом высоких темпов производства.
Дулёвский завод – новатор в области техники и технологии. На предприятии действуют 16 поточных, 72 комплексных механизированных и 15 автоматических линий, 120 полуавтоматов для формовки, шлифовки, глазурования и декорирования изделий. На конвейерных линиях обрабатывается 94% всей продукции.
Большая заслуга в создании такого высокого уровня производства принадлежит всему коллективу и прежде всего его рационализаторам.
Маяки производства
Успешному выполнению плановых заданий способствует широкое развитие социалистического соревнования, творческий труд передовых коллективов цехов, участков, бригад и рабочих.
Примером может служить бригада коммунистического труда Н. М. Скворцовой, одной из первых включившаяся в соревнование под девизом «Обязательствам бригад – экономический расчёт и инженерное обеспечение». Сейчас под таким девизом на заводе работает 138 бригад. Продолжается соревнование по призыву работницы завода Л. С. Сидоровой – «Работать без боя изделий».
На заводе широко развито соревнование за коммунистическое отношение к труду, в котором участвуют 12 цехов, 51 смена, 167 бригад. За звание «Ударник коммунистического труда» борются 2275 человек. Лучшие из лучших занесены на Доску почёта. Среди них кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почёта» А. И. Зиновьева. В совершенстве владея профессией формовщика, она постоянно добивается высокой производительности труда, является бригадиром коллектива коммунистического труда, наставником молодых.
Э. А. Мишина за год до окончания десятой пятилетки рапортовала о завершении личного пятилетнего задания. Она выполняет норму выработки на 160% и только с отличным качеством.
За высокие трудовые показатели награждена орденом Трудовой славы III степени Г. И. Толоконникова. Любовь к труду, стремление к освоению новых методов производства позволили ей стать рабочим высокой квалификации и овладеть ещё тремя смежными профессиями.
На передовиков производства равняется весь коллектив завода. В целях повышения профессионального мастерства молодых специалистов на заводе создан Совет наставников. Над 226 молодыми рабочими шефствуют 153 наставника. Совет координирует деятельность своих членов, занимается вопросами учёбы и распространения передовых методов работы. Большое внимание уделяют наставники досугу молодёжи, участвуя в организации вечеров-встреч с ветеранами труда, торжественных посвящений в рабочие, конкурсов рабочего мастерства. За последние годы значительно снизилась текучесть кадров, уменьшилось количество отстающих, сократилось число нарушений трудовой дисциплины. Немалая заслуга в этом наставников молодёжи.
Быт и отдых
Улучшается, совершенствуется производство, иным становится и быт фарфористов. Из года в год растут темпы жилищного строительства. Если за годы восьмой пятилетки рабочие получили 3852 кв. метра жилой площади, то за годы десятой пятилетки эта цифра увеличилась в семь раз. Особая забота проявляется о ветеранах труда. Для них построен дом с квартирами на одного и двух человек.
Почти две трети работающих на заводе – женщины. Поэтому одной из главных задач является забота о детях. На Дулёвском фарфоровом полностью решена проблема дошкольных учреждений. В распоряжении самых маленьких – ясли, детские сады и комбинаты, где воспитывается 680 детей. Каждое лето около 700 ребят отдыхают в загородном пионерском лагере, расположенном в сосновом бору на берегу реки Клязьмы.
Особым вниманием окружено здоровье трудящихся. В цехах оборудованы санитарно-гигиенические комнаты, душевые, уголки для отдыха. На территории предприятия круглосуточно работает здравпункт с врачебными кабинетами. Цехом здоровья называют заводской санаторий-профилакторий, где ежегодно отдыхают и лечатся 1400 человек. В профилактории работают терапевтический, физиотерапевтический, гинекологический кабинеты, тепло-лечебница, фотарий, лаборатории, аптека. В отлично оборудованной водолечебнице можно принимать разнообразные ванны: углекислые, сероводородные, жемчужные, морские, хвойные, различные души. В профилактории есть финская баня с бассейном.
Любят фарфористы свой профилакторий: здесь хорошее лечение, заботливый уход и вкусное питание.
После рабочего дня гостеприимно распахивает свои двери заводской Дом культуры, которому исполнилось 50 лет. В Доме культуры можно хорошо отдохнуть, почитать книгу, послушать лекцию на интересующую тему. В 17 творческих коллективах Дома культуры более 450 человек занимается в кружках художественной самодеятельности. Особой популярностью пользуются хореографический и драматический кружки, хор русской народной песни. При клубе созданы духовой оркестр, ансамбль гитаристов. Дети фарфористов посещают студию изобразительного искусства, многие поют в хоровом коллективе, занимаются в балетной студии, играют в детском театре.
Очень популярен в Дулёве спорт. Одним из лучших в районе считается заводской стадион. Летом здесь увлекаются футболом, зимой – хоккеем с шайбой и лыжами. Около 500 рабочих и служащих занимается в спортивных секциях.
Хороший отдых, занятия спортом не только приносят людям радость, но и помогают достигать новых трудовых успехов.
Взгляд в будущее
Каким видится Дулёвский завод в будущем?
В скором времени будет решена проблема стабильной поставки стандартного сырья. В результате произойдут огромные изменения в производстве: использование стандартного сырья позволит автоматизировать изготовление изделий, резко уменьшит число дефектов, снизит бой и отходы, интенсифицирует все производственные процессы. Большая часть оборудования, трущихся деталей будет изготавливаться из синтетических материалов, которые заменят металл. Фарфор станет ещё белее, тоньше, чище. Его почти не нужно будет обрабатывать в сортировочном цехе, потребуется только комплектовка изделий.
В формовочном цехе, на небольших поточных линиях, станут выпускать изделия всевозможных форм, разнообразнее будут виды и способы декорирования.
Усовершенствуется система управления производством. Надёжные каналы и источники связи помогут быстро получать разнообразную информацию, отдавать оперативные распоряжения и проверять их исполнение. Работа оборудования будет контролироваться специальными диспетчерскими пунктами. А далее – автоматизированная система управления на базе электронных вычислительных машин и информационно-вычислительного центра.
Рационально организованное производство, современная техника, система морального и материального стимулирования сделают труд дулёвцев более эффективным и производительным.
В год своего 150-летнего юбилея Дулёвский ордена Ленина фарфоровый завод имени газеты «Правда» с уверенностью смотрит в будущее, которое уже сегодня воплощается в жизнь.
Все мои записи о Дулёвском фарфоре: #дулёво_вижу_красоту
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив