Карнавальная ночь. СССР, 1956. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы Борис Ласкин, Владимир Поляков. Актеры: Игорь Ильинский, Людмила Гурченко, Юрий Белов, Тамара Носова, Георгий Куликов, Сергей Филиппов, Ольга Власова, Андрей Тутышкин, Геннадий Юдин, Владимир Зельдин и др. 48,6 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«С сатирической точностью отобрана авторами лексика Огурцова. Фразы его украшены перлами канцеляризмов, начальственной риторики и ораторской демагогии: «Что вы предлагаете?.. Заслушаем клоунов... Блеснуть, так сказать, по этой линии... Согласно русским сказкам, в соответствии со сметой... Вы вообще где работаете?.. Танец — о чем он говорит?.. Вот эта ваша музыка, дает она что?..».
Предложения изобилуют резолютивными категорическими императивами: «Коллектив большой, народ квалифицированный, работа проделана большая... Басня хорошая, зубастая, прочитал хорошо... Костюмы надо заменить, ноги изолировать... Подберите другой состав... Котов урезать до минимума... У вас (у клоунов) фамилии есть? Ну вот, давайте свои фамилии, слезы отставить и главное, понимаешь, побольше бодрости!».
Материал, предоставленный сценаристами, Ильинский использовал мастерски. Его Огурцов многолик: то он надменен, самодоволен, то угодлив, труслив, то безмятежно благодушен, то грозен в администраторском раже — и всегда предельно туп! Богатой мимикой, графически точными жестами, отработанными интонациями актер разнообразно характеризует своего героя — бюрократа, подхалима, ханжу и перестраховщика.
Вот Огурцов — Ильинский «воспитывает» самодеятельность; «Мы должны провести наше мероприятие так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать», и при этом «слабым манием руки» уточняет, что он имеет в виду кого-то «наверху». Жест этот поражает своей выразительной противоречивостью: он как будто и уважителен, а в то же время небрежен; это какая-то противоестественная помесь подобострастия и фамильярности.
Тут же Огурцов подытоживает: «...провести наше мероприятие, так сказать, на высоком уровне, товарищи!» А указательный перст, упав сверху по крутой траектории, повелительно утыкается вниз и нечаянно разоблачает оратора: до чего же невысок этот уровень!
Набрасывая портрет Огурцова, Ильинский пускает в ход то крупную, то мелкую кисть — для отделки деталей. Он коверкает слова и произносит «сурьезно», «людям», «средства», зло издеваясь над Огурцовым — этим бескультурным «командиром» культурного фронта.
Убийственно характеризует Огурцова и такая актерская деталь. Бракуя костюмы клоунов, он обнаруживает, что у Рыжего бант держится на резинке. Это нравится Огурцову, лицо его на миг расплывается в улыбке. Но тут же он спохватывается и ханжески призывает клоунов к «сурьезности». …
Актеру С. Филиппову досталась совсем маленькая, эпизодическая роль. Но его большой комедийный опыт позволил выступить в фильме с подлинным блеском. Пенсне. Старомодная бородка клинышком. Портфель, будто приросший к руке... Но не только такой внешний облик запечатлелся в памяти зрителя. Шаржированный портрет нарисован актерскими средствами и выглядит на редкость законченным. Просто не верится, что этот уморительный «лектор из Общества по распространению» мелькает на экране всего два раза! Мимолетное знакомство с художественным оформлением... буфета. Не очень настойчивый отказ от угощения. И вот лектор «готов». Затем — испуганное лицо человека, заблудившегося среди елок: «Люди! Ау-у!»... Рука, путающая телескоп со стопкой. Лезгинка. И под конец: «Как у нас в садочке...» Вот ведь и все. Как это немного, но как выпукло, выразительно! Требуется, конечно, незаурядное мастерство, чтобы крепко связать такие разрозненные детали воедино. …
Авторы смело и, вероятно, принципиально доверили не только свою программную реплику, открывающую фильм («Ну что ж. Попробуем!»), но и одну из главных ролей совсем молодой актрисе — Л. Гурченко. Был ли тут риск? Несомненно, да еще какой! Ведь начинающей исполнительнице предстояло выступить партнером корифея нашей кинокомедии! И что же? При всей разнице в возрасте, опыте и мастерстве двух актеров центрального положения все же разнобоя не ощущается. Риск оказался оправданным, актриса выдержала труднейшее испытание, завоевав симпатии зрителей не только обаянием юности, но и легкостью, непосредственностью, изяществом исполнительской манеры. Всякое появление нового имени в искусстве радостно, а появление Л. Гурченко радует особенно, ибо давно уже мы не воспитывали актрис такого жанра. Нетрудно быть пророком, оптимистически говоря о её будущем, и дай нам бог не ошибиться!
У Эльдара Рязанова совсем еще не было «имени» в художественной кинематографии. Может быть, поэтому В. Карбовская, упомянув в «Огоньке» о «Карнавальной ночи», назвала се кинокомедией Б. Ласкина и В. Полякова, как будто у фильма вообще не существует режиссера...
Думается, никто… не мог предугадать, что его режиссер, приступив к постановке веселого обозрения, превратит свой дебют в триумф (не побоимся этого слова!). Для нас, давно забывших уже о том, что режиссеры иногда рождались сразу, с первой постановки, случай с Э. Рязановым кажется почти необъяснимым чудом. По динамике, темпераменту, постановочному блеску «Карнавальная ночь» под стать работам мастеров старшего режиссерского поколения. Начавшееся в последнее время смелое выдвижение «новичков» на самостоятельные постановки, очевидно, сулит еще и не такие чудеса. Будем же привыкать к этому! …
Новая комедия, говорили мы, по-настоящему жизнерадостна и молода. Скажем еще: она несомненно талантлива. А вспомнив неожиданный и остроумный финал (когда после титра «Конец» Огурцов трусливо отмежевывается от всего, что было на экране), добавим: авторам «Карнавальной ночи» свойственна подлинная творческая смелость. И это тоже — последний по счету, но не по важности — секрет их успеха» (Кремлев, 1957).
Фрагмент из рецензии на фильм «Карнавальная ночь»: Кремлев Г. Против Огурцовых // Искусство кино. 1957. № 2. С. 98-103.