Найти тему
ОССП оператор

Куда ведет эта дорога?

Несмотря на пандемию коронавируса, которая оказала существенное влияние на экономику и транспортный сектор, мировые державы по-прежнему продолжают развивать скоростное движение и создавать платные дороги. Лидерские позиции по протяженности таких магистралей удерживает Китай: всего в стране их около 150 тыс. км, а к 2035 году правительство страны планирует эти показатели увеличить на 47%. Россия пока находится в начале пути, тем не менее, через 13 лет прирост должен составить 350%, а протяженность трасс достичь 17,6 тыс. км.

Стройка не без причины

Всего в мире насчитывается около 25 млн км дорог, из которых примерно 412 тыс. - скоростные (по данным транспортной инициативы "Один пояс, один путь" за 2019 год). Платные автомагистрали используют более чем в 30 странах, в Европе их протяженность составляет 23 тыс. км.

Платная дорога в Италии. Источник: Sicurauto.it
Платная дорога в Италии. Источник: Sicurauto.it
Стоит оговориться, что подчас стоимость строительства автомагистралей значительно выше, чем скоростных дорог (скоростные дороги могут быть в среднем на 43% дешевле, чем автомагистрали), поэтому, например, многие государства-члены Европейского союза выбирают именно их в качестве развития своей дорожной сети.

Тем не менее, в зависимости от страны скоростные трассы могут быть как платными, так и бесплатными.

Пандемия коронавируса больно ударила по транспортной отрасли и трафику на скоростных магистралях, но эксперты Fitch Ratings все же прогнозируют в конце 2022-начале 2023 года ослабление ограничений и восстановление потоков автомобилей. По этой причине многие мировые державы -Китай, США, Канада, Мексика, Бразилия, Япония, Германия, Испания, Италия, Франция - уже включили в свои долгосрочные планы развитие национальной сети скоростных дорог.

К примеру, чтобы поддержать региональную экономику, к 2035 году Китай планирует увеличить на 47% общую протяженность своей национальной системы скоростных автомагистралей (по состоянию на начало 2020 года их общая протяженность составляла 150 тыс. км).

Не отстают и в США: при протяженности скоростной сети 108,4 тыс. км (показатель 2020 года) они готовы за то же время построить и реконструировать около 32,2 тыс. км пути.

Почему возникла такая потребность? Во-первых, чистые факты - количество автомобилей в мире растет ежегодно на 3%. Основная их концентрация будет приходиться на мегаполисы и крупные города, соответственно, государству необходимо обеспечить потребность населения в передвижении - быстром, безопасном и комфортном. Во-вторых, это облегчит доставку продовольствия и товаров народного потребления. Кроме того, строительство скоростных автомагистралей создаёт дополнительные рабочие места.

Австралийская компания Budget Direct проанализировала стоимость проезда по более чем 400 платным дорогам разных стран: оказалось, что там, где платные дороги более распространены, сумма оплаты невысокая, а там, где платных дорог всего несколько, сборы больше.

Россия выходит на скоростной путь

В нашей стране все ещё продолжает формироваться каркас скоростных магистралей, которые являются составной частью опорной сети и необходимы для развития экономики.

По данным Росавтодора, длина автомобильных дорог в России на 2021 год - около 138 тыс. км, из которых только около 5 тыс. - скоростные. Утвержденная правительством России Концепция развития автомобильных дорог до 2035 года предполагает увеличить общую протяженность последних почти в 3,5 раза.

Одни дороги появятся впервые, другие — будут реконструированы. Тем не менее, общая длина скоростных автомобильных дорог может увеличиться до 17,6 тыс. км, охватив 44 региона и порядка 75% всего населения страны.

Согласно документу, есть две глобальные задачи по развитию скоростных магистралей: Север – Юг и Запад – Восток.

На севере — строительство обхода Твери на трассе М-11 «Нева», на юге - реконструкция М-4 «Дон» и увеличение пропускной способности дорог, что позволит добираться из Санкт-Петербурга до Чёрного моря в 2023 году со скоростью 110 км/час.

На юге также планируется строительство обходов Сочи, пос. Лазаревское, Туапсе, а также от Новороссийска до пос. Джубга.

На востоке, согласно концепции, продолжится строительство скоростной автодороги М-12 Москва – Казань, до 2030 года она дойдет до Екатеринбурга, а к 2035 весь маршрут до Кузбасса "улучшит" свою категорию до первой. Итогом станет магистраль, которая свяжет Санкт-Петербург и Дальний Восток.

Несмотря на то, что это лишь часть планируемых проектов, за ближайшие 10 лет Россия совершит существенный скачок в развитии скоростного движения. Новая дорожная сеть позволит значительно ускорить пассажирские и транспортно-логистические потоки. Возможно, однажды мы сможем побороться и за лидерство по протяженности таких трасс.