В 1979 году Харьковский машиностроительный завод приступил к выпуску тяжёлого многоцелевого гусеничного транспортёра-тягача МТ-Т.
Аббревиатура так и расшифровывалась — «Многоцелевой транспортёр-тягач». У него были и другие названия — «Эней» и «Изделие 429АМ».
Он предназначался для перевозки различных грузов в кузове или для буксировки артсистем и прицепов в условиях полного бездорожья.
МТ-Т готовили в качестве преемника советскому гусеничному транспортёру АТ-Т, а в качестве основы взяли шасси среднего и основного танка Т-64.
В основе лежит цельносварной коробчатый корпус несущей конструкции, закрытый пластилом.
В передней части находится широкая кабина, за которой располагается моторный отсек. Всю заднюю часть шасси занимает бортовая платформа.
В движение МТ-Т приводится 12-цилиндровым танковым дизелем В-46-4 мощностью 710 л.с.
Кстати, такой же мотор ставится на гусеничные тягачи «Витязь», о которых вы, конечно же, слышали.
Кабина имеет две двери и два люка в крыше. Она была оснащена рядом систем, которые позволяли использовать МТ-Т даже в условиях сильного задымления и заражения местности.
Кузов имел откидной задний борт и четыре откидных сиденья.
На МТ-Т используются гусеницы с резино-металлическим шарниром, обеспечивающим достаточно большой ресурс механизма.
По сравнению с АТ-Т, МТ-Т стал быстрее, маневреннее и экономичнее. А вот с компоновочной точки зрения обе машины были очень похожи.
Ведущая звёздочка находилась спереди, а общая компоновка шасси практически в точности повторяла АТ-Т.
Транспортёр был оснащён компрессором высокого давления, позволяющим наполнять баллоны воздухопуска и одновременно обеспечивать функционирование пневмосистем низкого давления (например, омыватель лобовых стёкол).
МТ-Т мог двигаться по шоссе со скоростью до 65 км/ч, а по грунтовым дорогам со скоростью 35-40 км/ч.
Максимальное тяговое усилие на заднем крюке составляло 25 тонн, столько же весил сам МТ-Т.
И хотя по проходимости МТ-Т проигрывает двухсекционному «Витязю», он тоже был способен на многое.
Например, мог преодолеть брод глубиной 1,3 метра или двигаться по склону крутизной 32 градуса.
А еще он может работать при температурах окружающего воздуха от -45 до +40 градусов по Цельсию.
На базе МТ-Т делали специальные машины, включая путепрокладчик БАТ-2, кран КГС-25, быстроходную траншейную машину БТМ-4М.
Он также должен был стать основой для арктического вездехода «Харьковчанка-3», но проект был закрыт.