Найти тему
СВОЛО

Это не высасывание из пальца…

Знаете, что такое бритва Оккама? – «Не следует умножать сущности сверх необходимости». Оккам считал, что всем распоряжается Бог, это просто, и не нужно лезть в дебри естествознания, что есть усложнение. Ненужное.

Так вот эту бритву иногда не сто`ит применять. Колумб бы не открыл Америку, если б не поплыл в Индию вокруг всего земного шара.

Есть такие люди среди художников, ницшеанцы, которые сверх всякой крайности во всём-всём разочаровались. Их обычные люди даже и не понимают. Но искусствоведы не обычные люди. Лезут в дебри. Даже в подсознание – в поисках идеала. Для чего ищут «текстовые» странности и усматривают их порой, как говорится, на ровном месте, где другой их не видит.

Вот обложка книжки ультраразочарованного художника Олега Васильева.

Васильев. Обложка книжки "Злое утро". 1968.
Васильев. Обложка книжки "Злое утро". 1968.

Я вижу странность в том, что название выполнено тёплыми красками (красной и жёлтой), а всё остальное – холодными. Ну почти всё.

Так я, узнав у толкового искусствоведа (Алленова), что такое концептуализм, могу объяснить, зачем так сделал Васильев. При этом, читая у других искусствоведов о концептуализме, я ничего не понимаю. И подозреваю, что они и сами не понимают, что они пишут. Рассчитывают, что им сойдёт, потому что не найдётся, кому их раскритиковать. И правильно рассчитали, раз я, вот, их читаю. Так совсем третьи думают, что и нечего углубляться, например, с этой вот обложкой.

А как рассуждаю я?

Я отправляюсь от того, что тёплые тона кажутся ближе к нам, чем холодные. И тогда что такое белое на обложке? – Это прозрачная плоскость, за которой, в перспективном удалении, видится то, что холодными тонами нарисовано. И это с одной стороны. А с другой стороны, белое – это та плоскость, на которой заглавие написано. Да и не только заглавие. Но бросается в глаза заглавие. И совсем не прозрачная эта плоскость.

Так вот неопределённость, что ж такое это белое, и есть образ принципиальной недостижимости подсознательного идеала ницшеанца – метафизического иномирия.

Тут я предлагаю поверить мне без доказательства, что, когда разочаровываются слишком сильно (например, от осознания, что самый справедливый строй социализм оказался самым кровавым и несправедливым {как уверяют некоторые}), - так вот, когда разочаровываются слишком сильно, то жить не хотят, а если и живут, то с подсознательным идеалом оказаться где-то, где вообще всё не так, как в Этом мире – в метафизическом иномирии. Принципиально недостижимом. Как бы достижимом лишь из-за возможности дать этой недостижимости образ (например, неопределённостью, какая же плоскость – белое на обложке: прозрачная или не прозрачная).

.

День рождения Высоцкого сегодня… Вот кто был антиподом Олега Васильева. Он тоже увидел, что социализм заболел. Вещизмом и бездумным подчинением. А народ, активный и беззаветный ещё совсем недавно, в войну, теперь спит. Так он был уверен, что разбудит его своим криком.

А Олег Васильев был разочарован сильнее. Плюс он индивидуалист был, а не коллективист. Это – единственное, что можно проверить биографией. – Смотрим. – Видим: он попал под влияние Фаворского. А тому (см. тут, тут, тут, тут, тут и тут) красота была важнее нравственности. Всё. Доказано.

25 января 2022 г.