Найти тему
Моторное масло Kixx

Опасно ли эксплуатировать автомобиль со сколами или трещинами на лобовом стекле?

Оглавление

Каждый день на наших дорогах можно видеть машины, украшенные “бычьим глазом” и “звездочками”, но это не дань моде. Так на жаргоне СТО называют привычные всем сколы и трещины на лобовом стекле. При небрежном содержании трассы сюрпризы в виде камней и прочих посторонних предметов регулярно находят свою цель.

Опасно ли ездить с такими повреждениями, тем более, если они образовались прямо напротив места водителя? И вопрос этот актуален, судя по количеству автомобилей на дорогах с такими “украшениями”.

Мина замедленного действия

Иначе ситуацию и не описать. Сегодня в стекло прилетел мелкий камешек и оставил небольшой скол. Вроде бы и не страшно, но на следующие сутки от него пошли мелкие трещины. А через неделю ломаная линия пересекает все лобовое стекло от края до края и уже переходит в зону резинового уплотнителя.

Ну и что, много автомобилистов так передвигаются и все нормально. Однако это поверхностный взгляд на проблему. Для того, чтобы понять степень потенциальной опасности, разберемся, что происходит при повреждении стекла на самом деле.

Почему трещины продолжают расти?

Прежде всего, коснемся строения или структуры стекла как материала. Тут надо сразу выделить две характеристики: пластичность и хрупкость. И у стекла с этим проблемы.

Сравним с металлом. Структура и взаимосвязь молекул обеспечивают ему пластичность. Микротрещины при сгибании сразу же затягиваются.

В отличие от него стекло непластично. Приходится расплачиваться этим за феноменальную прочность на сжатие.

Такая же картина при растяжении или наличии микротрещин. Сложное и жесткое строение не позволяет стеклу восстановить разрывы в молекулярных цепочках. Наступает неизбежное разрушение.

Что происходит при ударе?

Рассмотрим ситуацию, когда мелкий камень с ускорением попадает в лобовое стекло. В этот момент в точке касания возникают очень сильные напряжения. Достаточно микросекунд, чтобы возникла микротрещина, которая из-за низкой пластичности материала вырастает до полноценной трещины.

Мы уже знаем, что повреждение молекулярной решетки приводит в действие силы растяжения. Из-за этой слабости даже небольшой скол становится миной замедленного действия.

-2

Виды повреждений лобового стекла

Специалисты различают несколько разновидностей повреждений.

  • Скол круглой формы (бычий глаз): небольшая лунка с более глубокой зоной поражения в середине. При этом внутреннее стекло не затронуто.
  • Округлая трещина: выглядит в форме полумесяца, затрагивает только верхний слой стекла. Глубина поражения незначительна.
  • Лучевидные трещины (звездочка). От центра разрушения расходятся многочисленные “лучики” или сетки поверхностных трещин.
  • Двустороннее повреждение: от эпицентра удара в две стороны расходятся нитевидные трещины.
  • Комбинированные дефекты: сочетания сколов и трещин или сложных трещин.

Можно выделить две главные причины повреждений: механическую, типа попадания камешков из-под колес машин, и термическую, когда наблюдается резкий перепад температур, например, при слишком горячем обдуве стекла зимой.

За счет многослойной конструкции у лобового стекла есть определенный запас прочности. Ведь стандартно в структуру входят внешнее, внутреннее стекло и промежуточный технический слой из PVB пластика (поливинилбутираля).

В зависимости от обстоятельств этот “бутерброд” по-разному реагирует на деформации. И это дает иллюзию безопасности.

Но важно помнить: если целостность лобового стекла нарушена, то разрушение уже не остановить. Можно попробовать его локализовать, при условии небольшого размера трещин - до 7 см и локализации только на верхнем слое. Во всех остальных случаях - это вопрос времени.

Негативные последствия

Здесь следует помнить, что лобовое стекло не просто защита от ветра и осадков. На современных машинах этот элемент давно уже часть силовой структуры кузова. Поэтому наличие повреждений приводит к падению уровня безопасности. Можно выделить три основных опасности для автомобилиста:

  • снижение прочности стекла;
  • ограниченный обзор;
  • отвлечение внимания.

Снижение прочности стекла

На практике это означает, что при высокой скорости стекло уже не выдерживает ветрового давления. Достаточно повторного удара камешка из-под колеса идущей впереди машины, чтобы разрушилось все лобовое стекло.

Что произойдет в этом случае? Трещина достигнет краев лобового стекла и буквально разделит его на две части. Это особенно опасно на старых машинах, где использованы резиновые уплотнители, которые плохо держат отдельные куски стекла. Выбитые напором воздуха осколки попадут в салон, а острые края нанесут ранения наклонившемуся по инерции человеку.

Аналогичный исход будет, если столкнуться на скорости с ямой, ухабом или иным препятствием. Противопоказаны с такими повреждениями и чересчур агрессивные маневры и внезапное торможение. В этом случае такое стекло летит вперед или вываливается назад, например, при ударе в багажник. Оно представляет смертельную опасность для водителя и пассажиров.

Владельцам бюджетных автомобилей также стоит быть внимательными. Ослабленное лобовое стекло уже не будет полноценным элементом силовой конструкции. Это приведет к падению жесткости кузова на кручение. Особенно это заметно при езде по неровной дороге или вывешивании колес.

Ограниченный обзор

Густая сетка трещин препятствует нормальному обзору дороги. За “безобидной” звездочкой можно не заметить яму, дорожный знак, пешехода.

Днем от сколов и “паутинок” можно поймать “солнечный зайчик”, который скроет опасную дорожную ситуацию. А ночью они же преломляют свет от фар встречных или габаритных огней впереди идущих машин. Водитель может получить порцию слепящих лучей или бликов, что приведет к ДТП.

Отвлечение внимания

Повреждения стекла, особенно в зоне обзора водителя отвлекают его внимание. И чем больше трещина, тем больше отвлекающий фактор. Игра света или преломление изображения в критической ситуации заберут лишние секунды для принятия верного решения.

Подытожим: все, что мы обговорили, касается повреждения только верхнего стекла. То есть высчитывать длину трещин, их глубину и влияние на безопасность стоит только в этом случае. Это относительно “безопасный” сценарий событий.

Если же после изучения ситуации будет понятно, что затронут внутренний слой, то решение лишь одно - полная замена лобового стекла. Никакие отговорки: "И так сойдет". Никакие клеи и фиксаторы тут не помогут.

Авто
5,66 млн интересуются