Найти в Дзене

«На послушании я училась верить» (часть 1)

Сестра милосердия Ольга Шипило 17 лет несет послушание со скарбонкой в переходах Минска. Воспитанная в советские годы в семье верующих людей, она всегда помнила заветы предков и обращалась за помощью к Богу. Пройдя долгий путь скорбей, сестра нашла утешение в храме, а благодаря послушанию в монастыре научилась в любой ситуации не падать духом.

«Бабушка приучала нас любить и славить Бога»

— Мое детство и юность пришлись на время, когда о Боге говорить было не принято. Жили мы в деревне, в Дятловском районе Гродненской области. Именно там я впервые услышала о Боге.

В доме у маминых родителей на стенах всегда были иконы с рушниками, на полу — белоснежные домотканые дорожки. Всё сияло чистотой. Однажды пришел местный священник и попросил бабушку: «Сестра Ольга, можно в праздники и когда плохая погода служить в вашем доме?» Церковь стояла за деревней, в дождь по грязи добраться было непросто. Так в доме бабушки и дедушки начались богослужения. Бабушка красиво пела. Дедушка тоже был глубоко верующим человеком, без календаря мог сказать, когда какой праздник.

Мы с братом и сестрой в детстве часто гостили у маминых родителей. Восемь лет бабушка лежала, но всегда радовалась нашему приезду: всех обнимала, целовала. Такая была благодать...

Помню, как вечером бабушка молилась. Встать с кровати не могла, полусидела, мы становились вокруг, и она начинала читать «Отче наш», потом другие молитвы. Это было волнующе и радостно. Так бабушка приучала нас любить и славить Бога…

Когда дедушка привозил бабушку к нам, была большая радость. Отец ее очень уважал, даже меня назвал Ольгой в честь бабушки. Люди в деревне любили бабушку, приходили навещать, приносили гостинцы. Зимой домашнее яблочко — драгоценный подарок.

Родители отца жили в деревне в 8 км от нас. Дедушка был старостой храма, но все называли его батюшкой. Даже отпевали дедушку дома церковным хором в полном составе.

Такие красивые отношения были между людьми — любовь и уважение…

-2

«Семью создать не получилось…»

— Семью создать я не сумела... С отцом дочери познакомилась, когда сдавала диплом. Он начал ухаживать, но после окончания университета я вернулась в деревню, а он какое-то время еще писал письма.

Пошла я по стопам родителей: стала учителем — географом. Трудилась в своей школе. Часов было мало, так что начинала со старшей пионервожатой и библиотекаря.

-3

И вот спустя шесть лет переезжаю жить из деревни в Минск, перехожу улицу, спеша на работу, а навстречу бежит он. Мы начали встречаться. В 1985 году родилась дочь. Со стороны ее отца оказался обман: обещал создать семью, но всё так и осталось обещанием. Рассказывал мне «сказки», уходил, возвращался.

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

В Минске я работала сначала в бухгалтерии стройтреста, потом в рабочем общежитии. Мы с дочкой жили в общежитии на проспекте Пушкина. С Божией помощью как-то справлялись. Чем мог, делился брат. Помогал ли отец дочери? Я ему помогала из пособия в 20 рублей, когда он оказывался в безвыходной ситуации. Мне было его жалко…

Когда мы получили квартиру в Минске, он опять приехал. Но я уже не могла его принять, только рыдала. Устала, измучилась, но отвергла…

-5

«Никто не может быть некрещеным»

— Когда дочери было восемь месяцев, я принесла ее в храм святого Александра Невского. Хоть и была членом партии, а знала, что никто не может быть некрещеным. Так нас воспитали в семье — с любовью к Богу.

Мы с братом стали крестными. Соседка отказалась, батюшка благословил, чтобы я была и кровной, и крестной мамой в одном лице. Удивительно, что крестил мою дочь священник из нашего деревенского храма. Он был уже старенький, переехал в город к детям и служил в Минске. Папин отец когда-то помогал ему в храме в деревне.

После крещения дочери в храм я не ходила — была членом партии... Работала в общежитии автобусного парка. Люди относились с уважением, никто никогда плохого слова не сказал… Нет! Было однажды. Выпивший мужчина попытался что-то нехорошее сказать в мой адрес, тут же парни поставили его на место: «Ты что себе позволил? А ну, извинись!» И он сразу извинился. Потом я много лет работала в детском саду воспитателем. Все люди относились по-Божьи.

PreviousNext
PreviousNext

Я видела верующих людей и когда в школе работала, и в общежитии, и в детском саду. Они не говорили о Боге, но их можно было узнать. Сейчас, встретившись с ними, я могла бы сказать: «Какая радость обнять тебя!» А тогда мы не могли этого друг другу сказать.

Вера в глазах человека, в его улыбке, чистоте, честности, порядочности. Это были красивые отношения между людьми. Отношения, которые мы сегодня ищем…

«К Богу я пришла, когда натерпелась в этой жизни»

— К Богу я пришла, когда натерпелась в этой жизни. Помню, приехала в гости к сестре в Гродно. Мама тогда жила у нее и повела нас с детками на богослужение в кафедральный собор.

-7

В Минске мы ходили в Петропавловский собор, в храм равноапостольной Марии Магдалины, в собор Святого Духа. Потом начал строиться храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и я стала его прихожанкой.

Впервые я исповедовалась отцу Владимиру Шичко, он тогда служил в кафедральном соборе, позже пришел в храм «Всех скорбящих Радость». Душевная рана была очень глубокая, и я поделилась своей болью. Помню, как в то время мне хотелось отомстить отцу ребенка, а батюшка сказал: «Не надо. И ругаться не надо, и осуждать…»

«Хочешь потрудиться? Человеку нужна помощь»

— На месте, где строился храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», стояла палатка. И летом и зимой там шли богослужения. Поставили буржуйку, в морозы пытались согреться, а всё же замерзали… Помню, как отец Владимир Шичко учил нас делать поклоны — обычные, поясные, земные.

-8

Организовали Сестричество в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. Сестры ходили к болящим людям, помогали. В какой-то момент ко мне подошли люди из сестричества и спросили: «Сестра Ольга, хочешь потрудиться? Человеку нужна помощь». Но в тот день случилась другая важная встреча…

Возле храма на инвалидной коляске ко мне подъехал человек. Я сразу подумала, что это и есть мой подопечный, но это был не он. Наше общение с этим человеком продолжалось много лет. Он просил о помощи — я ехала к нему. Кроме того, были бесконечные телефонные разговоры. Видя, что я одна воспитываю дочь, он от всего сердца старался меня поддержать. Беда в том, что я приняла его искреннюю помощь. Чтобы помочь мне поднять дочь, он был готов даже разделить со мной свою пенсию. Но его мама работала на нескольких работах, чтобы содержать сына. Отнять эту копеечку я не могла, и в какой-то момент эти отношения пришлось прекратить.

-9

Человеком, о котором говорили сестры и который нуждался в помощи, был Юрий Васильевич — бывший летчик, бездомный, которого кормили при храме. Я радовалась, что у меня есть послушание и я могу послужить Богу.

Жилья у него не было, жена умерла, родные далеко, передвигался он на костылях из-за перелома костей тазобедренного сустава. Общаться мы начали осенью, а с наступлением морозов я взяла его в свою квартиру и стала за ним ухаживать. В то время мы жили вдвоем с дочкой.

Вместе с сестрами мы искали родственников Юрия Васильевича. Его сын жил где-то за Уралом, сестра — в Украине. Писали запросы в разные инстанции по месту его службы, пытались восстановить документы, но нигде нам не отвечали. Наконец, нашли сына, но приехать он не мог.

Характер у Юрия Васильевича был нелегкий, общаться было сложно, но я принимала его как родного отца. Хотя и осознавала, что из-за него не могу уделить достаточно внимания дочери. Алла была в пятом классе. Помню ее несогласие с тем, что у нас в доме чужой человек. Кроме того, как-то дочь сказала, что над ней смеются, потому что мать взяла домой такого человека. Как будто я это сделала для развлечения…

Позже сестричество сняло Юрию Васильевичу квартиру. Я не могла его совсем оставить, ходила помогать — жалко было больного человека, а еще мне очень хотелось исполнить послушание.

Мой подопечный ушел в жизнь вечную…

«Я счастлива, что пришла в Сестричество преподобномученицы Елисаветы»

— С сестрой Лидией Максимишиной, которая несла послушание в Свято-Елисаветинском монастыре, мы ухаживали за болящей лежачей женщиной. По совету сестры я поехала на беседу с отцом Андреем Лемешонком. Батюшка благословил ходить на сестрические собрания, а позже выйти на послушание со скарбонкой.

Я счастлива, что пришла в Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Кроме духовного, здесь много возможностей потрудиться для Бога. В монастыре молитва сильнее. Я благодарна всем, кто был со мной рядом на послушаниях в разных храмах, но в обители особенно ощущаешь соборную молитву. Всё, что я сегодня имею от Бога, пришло ко мне по молитвам монастыря и моих предков. Благодаря силе этой веры в 2005 году я вышла на послушание со скарбонкой…

-10

Продолжение следует…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Игоря Клевко и из личного архива Ольги Шипило

-11

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU