Эмоциональный климат важен не только в семье – но и на производстве. Поскольку любой бизнес держится, прежде всего, на людях, грамотному руководителю нужно уметь вовремя выявлять возникающие конфликты. И быстро их разрешать. Иначе фирма может утратить эффективность. Сейчас расскажем, как правильно поступать в непростых ситуациях.
Что не поделили
В основе любого конфликта лежит некая причина. И, как ни странно, не всегда она несет однозначный негатив. Важно различать “здоровые” и “нездоровые” конфликты. Первые, как правило, не выходят из плоскости рабочего общения. Это могут быть, например, разные взгляды на реализацию нового проекта. Или же в такой форме сотрудники могут выражать запрос на модернизацию рабочих процессов.
В любом случае, такое взаимоотношение бывает полезно. Оно повышает качество работы, развивает критическое мышление и учит отстаивать свою точку зрения. Ведь истина, как известно, рождается в споре. А вот ссоры второго типа куда опаснее. Они могут возникать как на бытовой почве, так и во время выполнения рабочих задач. Участники часто переходят на личности, редко хотят мирного решения и в целом бывают не настроены на конструктив.
Желание одержать верх в споре выходит на первый план и начинает превалировать над должностными обязанностями, служебной этикой и здравым смыслом. Что чревато ростом количества увольнений, неэффективной работой, снижением критичности мышления коллектива. В особо тяжелых случаях у компании может наступить даже полная дезориентация в целях.
Как быть
Только недальновидный либо безразличный начальник будет отпускать ситуацию в надежде, что “сами как-нибудь разберутся”. Разберутся, конечно – только результат может не понравится. Поэтому бизнесмену следует, прежде всего, попытаться выяснить объективную причину противостояния. Затем необходимо выслушать – как каждую из сторон, так и не вовлеченных в конфликт сотрудников.
Дальнейший сценарий при правильных действиях будет примерно следующим:
- в результате компромиссов и обоюдных уступок произойдет поиск взаимовыгодных решений проблемы;
- это приведет к установлению обратной связи между спорщиками, понимания и принятия;
- затем станет доступно объяснение личной мотивации, рассказ о собственных потребностях;
- в итоге обе стороны сделают выводы и придут к примирению.
Важно помнить также, что мелкие трения неизбежно будут возникать в любом случае – просто в силу необходимости для взрослых людей плотно взаимодействовать в ежедневном режиме. Это нормальная реакция психики. Но можно не давать таким вспышкам перерастать в полноценный пожар. Для этого нужно давать сотрудникам разрядку, возможность контролируемо и конструктивно “выплеснуть” накопившееся напряжение. Поможет спорт или личные беседы.
Уважаемый посредник
Главная же трудность заключается в том, что люди в конфликтной ситуации не всегда склонны к сотрудничеству. Кто-то боится, что пострадает его “авторитет”, другие не желают раскрывать свою душу. Многие боятся – и часто небезосновательно – что откровенность негативно скажется на взаимоотношениях с руководством. Поэтому хорошему руководителю важно умение расположить к себе даже конфликтных людей.
Вам в этом поможет ряд простых приемов:
- Пауза. Сиюминутно решать конфликт не всегда возможно. И это уж точно не самая лучшая идея – иногда лучше отложить принятие решения и хорошенько все обдумать.
- Искренность. Если вы пошли по пути индивидуальных бесед с каждой стороной конфликта – не кривите душой. Говорите прямо – это повысит доверие и покажет вашу заботу о коллективе.
- Работа на перспективу. Спорщикам нужно доступно объяснить, к чему приведут их разногласия. И, напротив, чего можно достичь, если решить конфликтную ситуацию сейчас и не допускать ее в будущем.
- Не проблема, а вызов. Из любого конфликта можно вынести ценный опыт и сделать позитивные выводы. Не стесняйтесь делиться ими с сотрудниками.
Но главное условие для успешного разрешения любых споров – чтобы этим занимался человек, которого однозначно уважают все в коллективе. Эдакая “Швейцария” – честный и беспристрастный судья. Для этого можно пользоваться услугами профессиональных психологов, специализирующихся на конфликтологии. А можно взять все в свои руки.
В этом случае, ваш авторитет среди партнеров и подчиненных, несомненно, укрепится. Но нужно будет получить соответствующие компетенции. С помощью Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы предприниматели могут дополнительно обучиться разным востребованным профессиям. Например, психологии. Чтобы подать заявку, достаточно выбрать нужный пункт на специальном сервисе “Бизнесмаркет”.