Встречайте девятый выпуск вашей любимой рубрики «Редкие экземпляры». Не пожалеете.
Что нам известно о викингах? Первое — это скандинавские мореходы, в VIII–XI веках грабившие Европу. Второе — они, вопреки массе современных изображений, НЕ носили шлемы с рогами. Никогда. Просто не найдено ни одного рогатого шлема викингов.
Откуда же этот стереотип? Есть его конкретный автор —немецкий костюмер Карл Эмиль Доплер, здравствуйте. Это он в 1870-хх нарисовал одежду героев оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». Опера — это ведь зрелище? Должно быть хорошо видно даже с задних рядов. В общем, викинги из массовки, получите рога — позолоченные!
Но исторические рогатые шлемы все же были, и почти всегда. Вот, например, этот — едва ли не самый знаменитый в мире шлем с навершием. Как раз в 1868 году его выловили из Темзы в Лондоне, прямо у моста Ватерлоо.
Собственно, шлем Ватерлоо — единственный в своем роде, в Европе ничего подобного из времен Железного века больше не находили. «Вряд ли его использовали в бою, — глубокомысленно замечает куратор коллекции Британского музея. — Скорее, это форма церемониального наряда».
Но кто именно его использовал две с лишним тысячи лет назад на Британских островах? Для каких церемоний? Ученые теряются в догадках.
Зато все более-менее понятно с этим вот кованым турнирным шлемом. В нем почти семьсот лет назад выходил на бой австрийский рыцарь Альберт фон Пранк.
Шлем типа «горшок» надежно защищал голову, но имел, как замечают исследователи, «недостатки»: «значительное ограничение поля зрения и отсутствие воздуха для дыхания».
Фон Пранку было жарко, душно и темно. Понятно, что пламенеющие буйволиные рога, символ необузданной силы, в такой ситуации были бы лишними. Их пристроили уже после смерти Альберта, когда шлем стал частью погребального монумента этого рыцаря в монастыре бенедиктинцев в австрийском городке Зеккау. Там, в монастыре, куратор Императорских коллекций Габсбургов его и обнаружил в 1878 году.
Вот вам три составляющие рогатого мифа: две исторические находки и вдохновившееся ими воображение костюмера.
Цитирую дружественный проект Provereno.media: «Как объясняет Роберта Франк, профессор из Йеля, немцы тогда были восхищены мифами о скандинавских викингах — это позволяло создать германским народам собственную национальную идею, имеющую самостоятельные, отличающиеся от греко-латинских корни».
Мифы и легенды древних немцев, так то. Но в целом, скромные нашлемники в виде втулок для плюмажей существовали всегда — столько же, сколько существуют сами шлемы. А что, это удобно: в бою не мешает, а после боя можно навертеть на этот крючок перо — и ты красавец.
Ну а в местах, где у вояк появлялись свободное время и лишние деньги, функциональное сразу становилось декоративным. Полюбуйтесь на этот шлем бойца италийского народа мессапов, его нашли недалеко от города Бари на Адриатическом море.
Вот это сверху, судари мои — красивые бронзовые морские коньки. Съемные, честно предупреждает музей. В атаку с такими не побежишь — отвалятся от тряски, давайте помнить тогдашний уровень клепки.
Так что и вот эта реконструкция Метрополитен-музея исторически неверна. Шлем к немецким доспехам XVI века, честно говоря, сделал художник Даниэль Ташо в Париже, в 1891 году.
Сплошной обман населения, конечно. Зато детям нравится, и инстаграмерам. Все с этим всадником фотографируются. Полный вес доспеха — 39 кг! Один только шлем — 9752 гр., как в аптеке.
Хотя что это я? Поорать в таком шлеме угрожающе под стенами осажденного замка, да чтоб рога фигурно высвечивали косые лучи заходящего солнца — вполне боевая задача. Как офицер-пропагандист с военной кафедры университета вам говорю. А уж на сами стены — лезть в каске без прикрас.
И вот этот бургонет польского кавалериста с крылами, крылышками — тоже, скорее, для психологического подавления противника, а не чтобы направлять голову всадника в потоке ветра.
В сытые времена скромные втулки на шлемах обретали абсурдный размер и вид. Оцените вот Кулах-худ из Метрополитен-музея. В XVI веке в Иране из боевых шлемов такого типа торчали два незаметных крючка — для упомянутых перьев.
В Индии к XIX веку кулах-худы обрели «скорее, декоративное, чем боевое значение», — пишет Википедия. «А также носили характер сувенирной продукции».
Это рога козла, я не ошибаюсь? Нормальное такое украшение для отчаянного рубаки. Поди пойми этих индусов.
Хотя нам ли, европейцам, рассуждать о козлах? Вот знаменитый «шлем Генриха VIII» неизменный бестселлер английской Королевской оружейной палаты в Лидсе. Таких бараньих рогов и у самих-то баранов не бывает — разве что в высокогорье.
Этот кунштюк в 1514 году прислал островному монарху германский император Максимилиан I. Я так полагаю, то была куртуазная шутка, император похвастал умениями своего златокузнеца.
Но в комментариях к моей публикации о шлеме Генриха, конечно, образовалась группа лиц, уверенных, что это знак самого Диавола ))) Переспорить их невозможно.
Оцените красоту истории шлема Генриха вот здесь.