Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Бывают ли рогатые шлемы? Да, вот целых восемь штук, с крылами и загадками

Встречайте девятый выпуск вашей любимой рубрики «Редкие экземпляры». Не пожалеете.

«Шлем Ватерлоо», медь, Британские острова, 150-50 гг. до н.э. Британский музей, Лондон
«Шлем Ватерлоо», медь, Британские острова, 150-50 гг. до н.э. Британский музей, Лондон

Что нам известно о викингах? Первое — это скандинавские мореходы, в VIII–XI веках грабившие Европу. Второе — они, вопреки массе современных изображений, НЕ носили шлемы с рогами. Никогда. Просто не найдено ни одного рогатого шлема викингов.

Откуда же этот стереотип? Есть его конкретный автор —немецкий костюмер Карл Эмиль Доплер, здравствуйте. Это он в 1870-хх нарисовал одежду героев оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». Опера — это ведь зрелище? Должно быть хорошо видно даже с задних рядов. В общем, викинги из массовки, получите рога — позолоченные!

Но исторические рогатые шлемы все же были, и почти всегда. Вот, например, этот — едва ли не самый знаменитый в мире шлем с навершием. Как раз в 1868 году его выловили из Темзы в Лондоне, прямо у моста Ватерлоо.

«Шлем Ватерлоо», медь, Британские острова, 150-50 гг. до н.э. Британский музей, Лондон
«Шлем Ватерлоо», медь, Британские острова, 150-50 гг. до н.э. Британский музей, Лондон

Собственно, шлем Ватерлоо — единственный в своем роде, в Европе ничего подобного из времен Железного века больше не находили. «Вряд ли его использовали в бою, — глубокомысленно замечает куратор коллекции Британского музея. — Скорее, это форма церемониального наряда».

Но кто именно его использовал две с лишним тысячи лет назад на Британских островах? Для каких церемоний? Ученые теряются в догадках.

Зато все более-менее понятно с этим вот кованым турнирным шлемом. В нем почти семьсот лет назад выходил на бой австрийский рыцарь Альберт фон Пранк.

Шлем железный, собран из отдельных частей. Штирия, около 1350 г. Музей истории искусств, Вена
Шлем железный, собран из отдельных частей. Штирия, около 1350 г. Музей истории искусств, Вена

Шлем типа «горшок» надежно защищал голову, но имел, как замечают исследователи, «недостатки»: «значительное ограничение поля зрения и отсутствие воздуха для дыхания».

Фон Пранку было жарко, душно и темно. Понятно, что пламенеющие буйволиные рога, символ необузданной силы, в такой ситуации были бы лишними. Их пристроили уже после смерти Альберта, когда шлем стал частью погребального монумента этого рыцаря в монастыре бенедиктинцев в австрийском городке Зеккау. Там, в монастыре, куратор Императорских коллекций Габсбургов его и обнаружил в 1878 году.

Вот вам три составляющие рогатого мифа: две исторические находки и вдохновившееся ими воображение костюмера.

Цитирую дружественный проект Provereno.media: «Как объясняет Роберта Франк, профессор из Йеля, немцы тогда были восхищены мифами о скандинавских викингах — это позволяло создать германским народам собственную национальную идею, имеющую самостоятельные, отличающиеся от греко-латинских корни».

Шлем апулийско-коринфского типа, бронза, греки, Южная Италия, IV-III вв. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Шлем апулийско-коринфского типа, бронза, греки, Южная Италия, IV-III вв. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Мифы и легенды древних немцев, так то. Но в целом, скромные нашлемники в виде втулок для плюмажей существовали всегда — столько же, сколько существуют сами шлемы. А что, это удобно: в бою не мешает, а после боя можно навертеть на этот крючок перо — и ты красавец.

Ну а в местах, где у вояк появлялись свободное время и лишние деньги, функциональное сразу становилось декоративным. Полюбуйтесь на этот шлем бойца италийского народа мессапов, его нашли недалеко от города Бари на Адриатическом море.

Шлем, бронза, Южная Италия, 325-275 гг. до н.э. Британский музей, Лондон
Шлем, бронза, Южная Италия, 325-275 гг. до н.э. Британский музей, Лондон

Вот это сверху, судари мои — красивые бронзовые морские коньки. Съемные, честно предупреждает музей. В атаку с такими не побежишь — отвалятся от тряски, давайте помнить тогдашний уровень клепки.

Так что и вот эта реконструкция Метрополитен-музея исторически неверна. Шлем к немецким доспехам XVI века, честно говоря, сделал художник Даниэль Ташо в Париже, в 1891 году.

Полный турнирный доспех, Германия (XVI в.), Франция (XIX в.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Полный турнирный доспех, Германия (XVI в.), Франция (XIX в.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Сплошной обман населения, конечно. Зато детям нравится, и инстаграмерам. Все с этим всадником фотографируются. Полный вес доспеха — 39 кг! Один только шлем — 9752 гр., как в аптеке.

-7

Хотя что это я? Поорать в таком шлеме угрожающе под стенами осажденного замка, да чтоб рога фигурно высвечивали косые лучи заходящего солнца — вполне боевая задача. Как офицер-пропагандист с военной кафедры университета вам говорю. А уж на сами стены — лезть в каске без прикрас.

И вот этот бургонет польского кавалериста с крылами, крылышками — тоже, скорее, для психологического подавления противника, а не чтобы направлять голову всадника в потоке ветра.

Шлем типа «бургонет», Польша, XVI в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Шлем типа «бургонет», Польша, XVI в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В сытые времена скромные втулки на шлемах обретали абсурдный размер и вид. Оцените вот Кулах-худ из Метрополитен-музея. В XVI веке в Иране из боевых шлемов такого типа торчали два незаметных крючка — для упомянутых перьев.

В Индии к XIX веку кулах-худы обрели «скорее, декоративное, чем боевое значение», — пишет Википедия. «А также носили характер сувенирной продукции».

Шлем типа «кулах-худ», Индия, XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Шлем типа «кулах-худ», Индия, XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Это рога козла, я не ошибаюсь? Нормальное такое украшение для отчаянного рубаки. Поди пойми этих индусов.

Хотя нам ли, европейцам, рассуждать о козлах? Вот знаменитый «шлем Генриха VIII» неизменный бестселлер английской Королевской оружейной палаты в Лидсе. Таких бараньих рогов и у самих-то баранов не бывает — разве что в высокогорье.

Этот кунштюк в 1514 году прислал островному монарху германский император Максимилиан I. Я так полагаю, то была куртуазная шутка, император похвастал умениями своего златокузнеца.

Но в комментариях к моей публикации о шлеме Генриха, конечно, образовалась группа лиц, уверенных, что это знак самого Диавола ))) Переспорить их невозможно.

-11

Оцените красоту истории шлема Генриха вот здесь.