Я не являюсь "музейным" реставратором, поэтому излагаю исключительно свои соображения по поводу "правильности" восстановления мебели. В музеях - там все в принципе ясно - никакого "постороннего вмешательства" - максимум все почистить и укрепить, чтобы дальше не разваливалось. А все "хирургические" манипуляции - только с санкции и с позволения высочайших музейных инстанций. В принципе - это правильно. Не надо лезть, к примеру в конторку, за которой творил Николай Васильевич Гоголь (он писал свои знаменитые произведения всегда стоя) со своими вставочками, врезочками и всякими там, понимаешь, ПВА), иначе "на выходе" получится невесть что.
С "обычной" мебелью - проще. Тут можно исправить абсолютно все, что "не нравится", особенно если вы являетесь ее владельцем. Да многие так и делают, порой преображая мебель до неузнаваемости. Наверное все слышали о новомодном (относительно) явлении - декупаже.
Об уместности такого подхода к восстановлении мебели я вообще не собираюсь рассуждать, а вот по поводу "нормального" восстановления старинного предмета могу сказать следующее...
"Золотая середина"
На мой, сугубо субъективный взгляд, по возможности нужно сохранять все, что можно сохранить без ущерба внешнему виду и функционалу предмета. Явные утраты нужно восполнить, а все мелкие "следы" многолетней эксплуатации необходимо сохранять. В этом вся и прелесть. Именно они делают старинную мебель старинной.
Некоторые мастера нещадно удаляют "родной" шпон, заменяя его новым, как они считаю, более красивым и подходящим. Но тем самым предмет "убивается", с каждой такой заменой все больше превращаясь в новодел со старинными формами. Я считаю, что здесь нужно придерживаться просто разумности. Да, конечно, проще сразу заменить всю поверхность фанеровки, чем возиться с многочисленными вставками и в отдельных случаях так действительно лучше поступить, как например, на фото ниже.
Но там, где нет такого количества дефектов, лучше все же поработать над возможно большим объемом сохранения детали.
Наглядно все вышесказанное выглядит следующим образом:
Подобный дефект однозначно следует устранить. Утрату надо восполнить. Это не развалины Колизея - нужно не просто почистить и "законсервировать", а именно восстановить формы "по образу и подобию"
На следующем фото довольно многочисленные отслоения, продольные и поперечные разрывы шпона, в других местах - незначительные утраты. Так и подмывает все это содрать и заменить на новый шпон - благо он обычный дубовый "радиал" и при качественной внешней отделки многие не заметят подмены.
Но в отличие от второго фото (где столешница), я подклеиваю и восстанавливаю эту деталь, сохраняя все царапины, мелкие вмятинки и трещинки
Именно это и сохранит старинный предмет по возможности наиболее близким к его первоначальному виду.
Да, это более долгая и затратная по времени работа - но оно того стоит.
А, вы уважаемые мастера, какой подход практикуете в свое работе?
Делитесь мнениями в комментариях.
Спасибо за прочтения, лайки, комментарии!
Приглашаю посетить мой сайт столярных шаблонов и приспособлений, перейдя по ссылке: https://stolyarshablon.ru/
Оцените статью и подпишитесь на канал ПОДПИСАТЬСЯ