Ритмика.
Чему учит ритмика? А ничему!
Многие возразят: ритмика не совсем уж бесполезное занятие: она учит двигаться под музыку и делать это ритмично. Понимаю, детям нужно больше двигаться. И хорошо, если под музыку - больше удовольствия. Но чему учат общие движения под музыку? Многие думают: они помогают развивать слух. Это не так. Слух – это способность слышать и осмысливать звуки. Если этой способности нет от рождения, она развивается именно с помощью голоса, чтения нот и музыкального письма. А движение рук и ног – это координационные навыки, навыки танца. К пониманию музыкального языка они отношения не имеют.
За каждый вид деятельности отвечает определенный «канал» восприятия, связанный с нейронами мозга. Если ребенок учится маршировать под музыку, это мало продвигает его к пониманию музыкального языка этого марша.
Прохлопывание ритма даёт нужные мышечные навыки лишь с отдельными инструментами: ударные, ксилофоны, ритм-гитара. С клавишными это мало помогает: мышцы и нейронные пути, отвечавшие за прохлопывание ритма ладонями, не отвечают за работу отдельных пальцев руки! Проиграть на инструменте только что прохлопанный ритм - совершенно иной мышечный процесс. Ритмика весьма проста для рук, мелодия же требует несравненно более сложной координации. Как правило, с ритма начинают только потому, что это проще. Но это все равно, что искать лесные грибы под фонарем, поскольку там светлее!
Используя ритмику на уроках, мы пытаемся опираться на музыкальную память уче-ника. Но её, по сути, ещё нет. У большинства начинающих она только начала формироваться! Сыграть на фортепиано прохлопанный ритм, как и записать нотами ритм оттопан-ного марша, может только человек с развитым музыкальным мышлением. Таких талантов очень мало!
Если человек хочет научиться плавать, он должен…плавать. Плавать, а не махать руками возле бассейна! Чтобы научиться пользоваться вилкой – надо ею постоянно поль-зоваться. Окольный путь в развитии навыков – самый длинный и бесполезный.
Хлопание в ладоши, пение песен, игра в барабаны, марширование под музыку – и учат хлопанию в ладоши, пению песен, игре в барабаны и маршированию под музыку. И это имеет мало отношения к музыкальному образованию. Окончена школа – и эти «уме-ния» никому не нужны. Вы слышали, чтобы кто-то похвастался: «я умею хорошо маршировать под музыку и хлопать в ладоши»?.. А ведь учителя и сегодня тратят на это много усилий. А мы платим за это миллионы долларов и думаем, что эти деньги спасают музыкальное искусство.
Исполнительство
Может ли блок флейта с барабаном спасти музыку? Вот в чем вопрос.
Блок флейты и шумовые инструменты весьма популярны в школах. Именно эти инструменты призваны обучать исполнительству, а также «сочинению» и «импровизации». Каким образом? Видимо, это представляют себе авторы подобных программ.
А я не могу себе представить! Эти инструменты меньше всего пригодны для обучения музыке и её языку.
Я не против развития чувства ритма и не против барабанов. Очень даже за! Но давайте раз и навсегда определимся, что главное, а что - антураж. Навык переводить звуки в нотные знаки и наоборот – вот главное для эффективного музыкального развития. Ритм - только часть музыкального текста, и не должен разучиваться вне текста. А развитие чувства ритма в шумовых оркестрах развивает чувство ритма в шумовых оркестрах. И не более того!
Что касается блок флейт, они полезны только одним свойством: просты и очень мало стоят. Если игра на флейте и обучает запоминанию, и даже чтению мелодий, то самых примитивных и одноголосных, только в скрипичном ключе и в небольшом диапазоне. Ноты читать тут не научишься. Наконец, играя на флейте по нотам, ученик не может одновременно пропевать мелодию голосом – и не учится чисто петь. А играет ли кто-нибудь на флейте, закончив школу?.. Только редкие единицы – те, кто изначально любил этот инструмент и не нуждался в музыкальном развитии будучи одаренным от природы.
Разучивание песен
Разучивание песен – занятие приятное, но почти бесполезное для музыкального обучения.
Как и шумовые оркестры, пение песен считают важной частью музыкального обучения. Но я знаю массу людей, наделенных прекрасным слухом и голосом – и остававшихся полными музыкальными невеждами. Песня нужна и полезна, если при этом пропевается нотный текст. Без этого она не имеет никакого отношения к музыкальной грамотности – а значит и к обучению музыке.
Конечно, когда на празднике вы слышите концерт из множества песен, радостно распеваемых вашим чадом вместе с хором одноклассников - на глаза наворачиваются слезинки умиления. Однако целое учебное полугодие, ушедшее на безграмотное разучивание этих песен, могло быть потрачено и на постижение музыкальной грамоты - пение песен по нотам и их запись в виде диктантов. Возможно, когда-то дети и вспомнят, как они пели в хоре, но сыграть или записать «ту самую песню», они не смогут никогда.
Выучивание песен на уроках музыки – то же, что выучивание стихов с голоса учителя на уроках литературы. Слуховую память это, может, и развивает, но умение читать, писать и мыслить на языке музыки – никоим образом.
Слушание музыки
Музыкальный язык – точно такая же информация, как и человеческая речь. Мы так же воспринимаем и перерабатываем её органами чувств. Чем она короче и проще, тем легче запоминается и быстрее надоедает.
Услышать и полюбить сложное музыкальное произведение – непростая работа. Нужно знать отдельные фрагменты - за них легче «уцепиться» восприятием. И не просто знать основные темы, но уметь свободно проиграть их или пропеть голосом. Для этого нужно слушать произведение очень много раз, чтобы хорошо запомнить его. Каждый поворот музыкальной мысли, каждый нюанс находит в сознании свое место. Произведение должно становится как бы частью вас. И наконец вы начинаете ощущать и понимать автора – его состояние, чувства, желания. Вы общаетесь с автором! Вот теперь произведение услышано.
В школе одному композитору отводится час или два. В основном они уходят на красивые рассказы об эпохе, жизни и музыке, а потом ученикам дают прослушать пару фрагментов. Они их даже не запомнят. Может быть, это возбудит интерес к серьезной музыке, и они купят записи? Увы, и этого в большинстве случаев не происходит.
Если людей никогда не учили слушать серьезную музыку, сами они этому вряд ли научатся. Слушать и понимать музыку – точно такая же работа человеческого сознания, как чтение хорошей книги. Но с помощью отвлеченных разговоров о книгах читать не научишь!
Музыкальное произведение – это целый театр живых образов. Композитор не просто соединяет несколько мелодий – он развивает их, преображает, порой «сталкивает» между собой, заставляет взаимодействовать, как актеров пьесы. Чтобы и получить удовольствие от услышанного, человек должен услышать и понять все хитросплетения музыкального сюжета. Без хорошего слуха, памяти и знания музыкального языка вы не сможете воспринимать интересную, сложную музыку - как не может ребенок слушать длинную лекцию с кучей непонятных слов.
Обучение грамотному слушанию музыки - серьезный раздел музыкального воспитания. Произведение, отобранное для прослушивания, должно изучаться глубоко; его глав-ные темы обязательно должны пропеваться или проигрываться. Если этого не происходит, уроки «о музыке» остаются говорильней, бесполезной для музыкального развития. Не давая человеку овладеть музыкой, мы не можем создавать ни понимания музыки, ни истинной любви к ней.
Польза и вред коллективного музицирования
Школа – это место, где всех стараются обобщить. Что делать учителю, который обязан что-то дать сразу целому классу? Вот и играем в оркестрах, и поём хором. И это неплохо, но мы забываем главное: каждый из нас – прежде всего соло. И отношения с музыкой всегда индивидуальны. Хоры и оркестры удобны и доступны для учителей. Но если мы говорим о музыкальном обучении учеников, нам придётся придумать что-то более продуктивное.
Каждый человек должен развиваться в своём темпе, по мере своих способностей и усердия. Самое страшное для развития – если оно тормозится коллективом. Но ещё важнее правильная постепенность. Играть в оркестре, чтобы научиться нотному языку? Играть в театральных постановках, чтобы научиться читать и писать?.. Наоборот! Сначала дети учатся читать и писать, потом прочитывают роли и музыкальные пьесы, и только потом играют их коллективно.
Личное умение сыграть, прочитать пьесу по нотам или подобрать к мелодии гармонию – вот то, ради чего человек учится музыке. Это несравненно важнее, чем участие в оркестре. Самые скромные личные успехи в освоении музыкального языка - багаж человека на всю его жизнь, та ступенька, с которой он сможет легко продолжать учиться музыке.
Игра в коллективе – венец, результат индивидуальной работы. Здесь человек подтверждает своё умение исполнять и слышать всех остальных. Он использует уже отработанные навыки – и может получать от этого удовольствие. Хор или оркестр – следствие индивидуального развития. Причиной они не могут быть по своей природе: их участником может быть только весьма грамотный и умелый музыкант. Иначе получается коллективная какофония! Такое «музыкальное обучение» определённо тормозит развитие детей с хорошими музыкальными данными, и ничего не даёт тем, кто нуждается в развитии музыкальных способностей.
Поэтому на сегодняшний день электронное фортепиано (далее - ЭФ) может стать единственным приемлемым музыкальным инструментом публичных школ. В групповом музицировании они намного эффективнее, чем пение в хоре или игра на одноголосном инструменте в оркестре. С их помощью очень удобно обучать детей музыкальному языку. Они позволяют использовать наушники, регулировать громкость и тембр звука - и заниматься в группе индивидуально. Никогда раньше у нас не было такой великолепной возможности учить группу детей навыкам чтения, игры на фортепиано и пения с листа. Но всё это – цветочки. Если соединить ЭФ с компьютером, мы получаем такую эффективность в обучении и отработке навыков, которую обычный педагог не в силах даже себе представить!
Продолжение следует...
Читать всю книгу бесплатно онлайн https://globalmusiceducation.com/pages/you-can-be-a-musician-all-russian