Найти тему
Строительный мир

Хордовое кольцо, 10-полосный мост, путепроводы и развязки: дорожные проекты Москвы. Итоги и перспективы

За последние десять лет в российской столице построили свыше 1 тыс. км автомобильных дорог, увеличив общую протяженность сети на 20%. В прошлом году в эксплуатацию сдали еще около 90 км и свыше трех десятков искусственных сооружений — мосты, эстакады, тоннели (всего с 2011 года возведено более 300 подобных объектов).

Раньше сроков

Среди реализованных в 2021-м можно отметить транспортную связку Северо-Восточной и Северо-Западной хорд — было построено более 8 км дорог, включая два моста и два путепровода. Примечательно, что кампанию закончили в октябре, хотя изначально предполагалось завершить ее к лету 2022-го. В декабре по основному ходу СВХ была досрочно введена и эстакада длиной 1,5 км от станции МЦК «Ботанический сад» до Сельскохозяйственной улицы. А за пять месяцев до этого открыли развязку на пересечении СВХ с 5-м проездом Подбельского и Открытым шоссе.

Также в ноябре прошлого года в районе Покровское-Стрешнево был возведен новый 150-метровый переход с десятью полосами движения через реку Сходню на Волоколамском шоссе. Он заменил аналогичное, находившееся в предаварийном состоянии сооружение, открытое еще в 1937 году.

Дальше — больше

В ближайшие три года власти планируют ввести еще не менее 270 км новых дорог, включая хордовые магистрали, призванные заменить Четвертое транспортное кольцо. В целом, готовность проекта сегодня превышает 65%. В частности, Северо-Восточная хорда завершена более чем на 80%, и ее открытие намечено на следующий год. Эта бессветофорная трасса обеспечит выход на 15 крупных столичных улиц и свяжет строящуюся скоростную магистраль в направлении Нижнего Новгорода и Казани (М-12) с М-11 («Москва – Санкт-Петербург»).

Также в 2023-м закончат Юго-Восточную хорду и Южную рокаду. На начало 2022-го продолжается строительство транспортной развязки, которая соединит две эти трассы. Запуск Северо-Западной хорды, идущей от Сколковского до Ярославского шоссе, состоялся в 2019 году, благодаря чему частично удалось разгрузить центральные улицы и улучшить движение по ТТК и МКАД. Реконструкция последней с целью увеличения ее пропускной способности ведется и сегодня.

Можно выделить работы на пересечении с Алтуфьевским шоссе, где готовность развязки составляет почти 30%. Всего намечено строительство порядка 5,5 км, включая путепровод и эстакаду. Также развязки модернизируются на пересечениях МКАД с Липецкой улицей, Осташковским шоссе, улицами Верхние Поля и Капотня. Всего с 2011-го реконструировано 18 аналогичных объектов на кольцевой дороге.

На западе Москвы продолжается реконструкция улицы Барклая, в рамках которой через пути МЦД-1 возводится путепровод — в январе приступили к сборке металлоконструкций пролетных строений. В скором времени похожее сооружение появится и на пересечении Ленинградского шоссе и Октябрьского направления железной дороги — в данный момент ведется проектирование будущего объекта.

Новые дороги Новой Москве

Отдельное внимание в ближайшие годы уделят и Новой Москве: к концу 2024-го планируется построить 185 км дорог, а к 2035 году, согласно Генплану столицы, общую их протяженность в ТиНАО доведут до 2,1 тыс. км. С 2012-го на эти цели в общей сложности уже было выделено 200 млрд руб. В текущем году продолжится строительство одного из дублеров МКАД — 8-полосной автомагистрали «Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе», которая к настоящему времени готова примерно на треть. Полностью проект должны завершить в 2026 году.

Москва, набравшая серьезные обороты по объемам дорожного строительства, наряду с Нью-Йорком и Пекином продолжает оставаться в числе мировых лидеров по этому показателю. Данное направление для городских властей по-прежнему находится в числе приоритетных. В последние десять лет ежегодно в среднем вводится примерно по 100 км, включая сложные инженерные сооружения, при строительстве которых порой приходится преодолевать немало технических трудностей. И в ближайшие годы нас ждет ввод еще нескольких знаковых для дорожной сети столицы объектов.

В статье использованы изображения с сайта Стройкомплекса Москвы / stroi.mos.ru / CC BY 4.0